Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

Пи

«ЭФФИ БРИСТ», Й.Дросе, ТЕАТР "ТАЛИЯ", Германия, 2005г. (7)

.
Давно не видел в театре такой внятной человеческой истории (в этом сезоне - точно в первый раз). Четко проведена сюжетная линия (мелодраматическая), четко проведен второй план (повторяемость в судьбе матери Эффи, потом самой Эффи, потом ее дочери). И метафоры на месте (живые растения и мертвые стены), и разные театральные украшения (дымящаяся рана майора, концертный «выход певицы»).

Режиссер не стал соревноваться со знаменитым фильмом Фассбиндера "Фонтане "Эффи Брист" (очень эстетским и совершенным в своем роде). История немецкой Анны Карениной не упакована, а обнажена - современные костюмы, лаконичное оформление. Эффи - не дама (Ханна Шигула), а девочка (Паола Домбровски - актриса очень живая и интересная). Жаль главные партнеры подкачали (муж и любовник - совсем не видные, то что называется "штаны") и нет в спектакле европейского лоска (как в «Норе». Остермаейра и «Эмилии Галотти» Тальхаймера), есть обычная европейская добротность.
Кстати, в немецких гастролях последнего времени главные персонажи - женщины (Нора, Эмилия и Эффи). Три - это уже тенденция.

Смысловая завязка романа напоминает “Marienbad” - неравный брак, нарушение естественного порядка приводит к цепной реакции беспорядка, несчастья и нелепости (вроде дуэли через шесть лет после измены). У Шолом-Алейхема это решено в комическом ключе, у Теодора Фонтане - в драматическом, и в спектакле эта тема сразу заявлена.
Заведенный в обществе порядок противоестественен (в романе о нем сказано – «не Бог, а божок») – он отвердел и омертвел, превратился в плоскую каменную стену, живая душа карабкается по ней как плющ, потом превращается в комнатное растение в кадке, потом отмирает, остаются голые стены, по ним карабкается новая жизнь.