Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Клип-оперы.

.
«СОЛОВЕЙ», К.Шаде, Франция, 1999г. (8)

«ДОН ЖУАН. МЕСТЬ ЛЕПОРЕЛЛО», Б.Свит, Канада, 2000г. (2)


Ознакомился с двумя опытами современных радикальных видеоверсий классических опер. Это совсем не то, что съемки театральных постановок, скорее продолжение традиции фильмов-опер, как самостоятельных синтетических произведений. Только здесь пошли дальше, от кино к телевизионным клиповым приемам, к полностью искусственной среде, к виртуальной реальности не снятой на кинокамеру, а созданной на экране компьютера.

Кристиан Шаде показал как надо.
Опера Стравинского взята за основу – и музыкальный ряд и структура и содержательная сторона сохранены.
Фантазия режиссера устремлена на изобретение соответствующего музыке видеоряда (точно по идее Стравинского, взятой в качестве эпиграфа – «недостаточно просто слушать музыку, ее необходимо видеть» и с посвящением Жаку Деми). Изящная китайщина в музыке соответствует китайщине на экране – бумажные фонарики, фарфоровые вазы, традиционные пейзажи на шелке и бесконечное умножение предметов, как воинов глиняной армии. Трое живых персонажей – мальчик-зритель (мы видим музыку его глазами), старый гончар и Соловей (Натали Дессей - босиком, в простом платье) составляют контраст с искусственным виртуальным миром во главе с Императором, заключенным в золотую клетку. Заморская техника (мониторы, микрофоны, прожектора) и искусство массового производства против живой плоти и ручной работы – конфликт не только китайский. Русские слова («соловушка») и "годуновский" бас-император дополнительно подчеркивают, что это русская опера в китайских одеждах.

Барбара Свит показала как не надо.
Под свою совершено невразумительную идею перекроила оперу Моцарта до полной неузнаваемости. Даже нельзя сказать, что опера идет в сокращении, или выбраны лучшие места («highlights»). Выброшено намного больше, чем оставлено (и дуэт «ручку Церлина дай мне» выброшен, а без него какие могут быть «highlights»). А то, что оставлено, перетасовано до полной потери смысла и сюжетной линии. Мазетто, Церлина, Оттавио и даже Анна превратились в статистов. Сохранена Эльвира, Командор. Ну и Дон Жуан с Лепорелло. Эти две роли исполняет один певец (Дмитрий Хворостовский) – ход совершенно не отыгранный в содержательном плане. По большей части Хворостовский похоже и сам не понимает, что ему играть и в чем эта пресловутая «месть Лепорелло» состоит. В конце арии о донжуанском списке Лепорелло почему-то начинает соблазнять Эльвиру. Потом вспоминает, что он слуга, и начинает «бояться».
Содержание претенциозно и покрыто туманом. А изобразительный ряд – очень бедный. Черно-белый экран (там действует Дон Жуан), перед экраном Лепорелло читает лекцию (видимо о «донжуанизме») остальным персонажам. Это помогает режиссеру избежать встречи двух Хворостовских в кадре, но совершенно не помогает зрителю понять, что там происходит.
Subscribe

  • RIP

    * Chris Squire 1948 – 2015 My best friend and the love of my life Chris Squire will be cremated today in Scottsdale, Arizona at 3:00 pm. So…

  • Ядрёна вошь.

    . Интересно, «Nuclear Burn» (название первой пьесы дебютного альбома джаз-рок группы BRAND X) содержит отсылку к NUCLEUS (пионерам английского…

  • Хорошо сказано :)

    . Фанаты оценят каждую минуту, подавляющее же большинство человечества предпочтет провести шесть месяцев в кресле дантиста под интенсивным лечением…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments