Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

ПОСТОЯНСТВО vs. НЕПОСТОЯНСТВО.

*
"ДВОЙНОЕ НЕПОСТОЯНСТВО", Д.Черняков, "ГЛОБУС", Новосибирск, 2003г. (10)

Традиционный для этого режисcера/художника прием - комната на сцене (малый объем в большом объеме). В данном случае комната за стеклом - комната Кафки или красная комната Линча, там искривлено пространство и смешано время - современные герои (пиджаки мажоров, рюкзаки совков) и сказочная "европейская" придворная жизнь + мебель эпохи Мариво). В комнату сажают двух простаков-влюбленных Сильвию и Арлекина. Зрители находятся в большом объеме, придворные тоже иногда выходят из-за стекла в большой объем и вместе с нами наблюдают, что происходит в комнате. Комната освещена, а их фигуры снаружи в полутьме выглядят зловеще. Они шепотом обсуждают проблему и придворная дама-политтехнолог предлагает путь решения. Развести лохов оказывается совсем нетрудно (даже странно, что на это тратится столько времени и сил - в этом первая загадка спектакля - "зачем?"). Жертвы - простодушны, провинциально грубы - в общем "сами виноваты". Чем дальше, тем больше в зале очагами возникает смех. Причем это не только смех "вместе с режиссером и актерами" (смех от восхищения театральными приемами), это смех над персонажами и в режиссерской партитуре спектакля такая реакция зала очень умело используется. Тем более, когда в первых рядах сидят мажоры в дорогих черных костюмах, очень похожие на придворных "шкафов" из спектакля.

У Мариво есть пьеса "Торжество любви", в данном случае продемонстрировано "Торжество технологии". Сработало как часы, мажоры добились всего, чего хотели - и в тот же миг игра закончилась. Изо всех щелей повылазила обслуга и стала быстро разбирать декорацию и скатывать пушистый белый ковер. Несчастные одураченные лузеры растерянно бродят по комнате, путаются под ногами, они уже никому не нужны, "кино снято!". И в этот момент режиссер дают вторую загадку - Сильвия выбегает из комнаты, "из-за стекла" в зрительный зал, берет камень и ... разбивает стекло. Поначалу казалось, что ПОСТОЯНСТВО (ум, сила, хитрость, твердость) за явным преимуществом победило НЕПОСТОЯНСТВО (чувства, слабость, простодушие, мягкость). Но у проигравших оказывается есть последнее средство - булыжник, они могут разрушить правила игры, выйти за пределы. Известная цитата из "Дао дэ цзин": "Слабость велика, а Сила - ничтожна" и значит есть надежда "то, что отвердело - не победит".
Tags: Черняков, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments