Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ДРАГОЦЕННОСТИ», Дж.Баланчин, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург. (10)

.
Вообще-то, о балетных спектаклях (особенно бессюжетных) мне писать сложно.
Но «Драгоценности» - исключение, о них писать легко. Настолько спектакль четок, последователен и логичен. Как триада Гегеля.
Собственно, это и есть триада.
Изумруды – рубины - бриллианты.
Вчера – сегодня - всегда.

Первая часть – XIX век, музыка Форе, нечто возвышенное, романтическое, природное общее место изумрудно-зеленое – моря, леса.

Вторая часть – XX век. Музыка Стравинского агрессивная, острая. Солирущее ф-но отсылает к синематографу под тапера. Если в первой части архаичный театр, то во второй – кино. Если в первой части – природа, то во второй – город. Действие происходит где-нибудь «в комнате наверху» (красный цвет, пробежки и непрерывное движение немного напоминают постановку Т.Тварп из «Вечера американской хореографии» в Большом театре, конечно наоборот, это Тварп вспоминает о Баланчине).
Развязная, наступательная пластика, атака рубинового цвета, металлическое позвякивание деталей костюмов – вот двадцатый век, шеренги масс выходят на историческую сцену, плавное романтическое изящество отброшено – механическая прямота и простонародный петрушечный выверт.

Еще во время второй части можно было догадаться, что будет в третьей. Триада должна разрешиться белым цветом. Определенное, временнОе - чем-то не привязанным ко времени. Музыкальный аккомпанемент Форе и Стравинского – «абсолютной» музыкой Чайковского.
Действие происходит всегда (и никогда), везде (и нигде).
В космосе, где проливается божественный свет, где звучит музыка небесных сфер.

Сценическая гармония подобна идеальному, гармонично устроенному гегелевскому государству – абсолютной монархии. Но в музыке Чайковского четко проступает русская песенная основа и это сразу отражается в пластике и тогда понимаешь, что абсолютное гегелевское государство для Баланчина это Российская Империя. Которая и не существовала никогда и возможно никогда не будет существовать. Разве только в представлении, в идеализированных воспоминаниях о Золотом веке, или в будущем, в бесконечной перспективе.

Кристалл идеально твердый, идеально прозрачный, идеально правильной формы. Но при этом наполненный теплом и светом (как правильная музыка Чайковского широтой народной души).

Блистательный Санкт-Петербург. Император и императрица, дворяне на военных парадах, дамы и кавалеры на придворных балах, шеренги солдат, крестьянки в геометрически четких хороводах, солисты и кордебалет Императорского театра.

Идеально симметричная иерархическая структура с математической точностью подводящая к вершине.


Да-а, после таких спектаклей поневоле станешь монархистом…
Tags: театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…