Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ФОНТАНЕ «ЭФФИ БРИСТ», Р.Фассбиндер, Германия, 1973г. (9)

.
Фассбиндер включил в название фильма фамилию автора романа – Теодора Фонтане (русский аналог названия был бы таким – «Толстой «Анна Каренина»). Фамилия писателя поставлена первой, чтобы подчеркнуть замысел – фильм не об Эффи Брист, а о писателе, о его жизненной философии, о его отношении к обществу. Фильм концептуальный, исключительно для головы, а не для души, предполагалось, что зритель будет думать, а не переживать.

Однако замысел режиссера сделать «фильм для головы» не состоялся, исполнительница главной роли Ханна Шигула так хороша, что очаровывает зрителя и все равно вызывает сильный чувственный отклик. И в результате возникает равновесие между размышлением и переживанием, гармония между Фонтане-Фассбиндером и Эффи-Шигулой.

От актрисы идет тема абсолюта, идеала красоты, юной и чистой души, несовместимой с прозаической реальностью и смиренно принимающей судьбу. Реальность скучна и пуста, если нет больших чувств. И тут не помогут искусственные заменители, вроде пошлого романчика с одноруким майором Крампасом, которого Эффи совсем не любит. Или истории о привидениях, которыми муж Эффи барон Инштеттен пытается подчинить ее волю (привет от Фассбиндера «Газовому свету» и от Шигулы - Ингрид Бергман).

От режиссера идет сухой отстраненный тон, великолепно найденная изысканная форма – череда эпизодов, разделенных «затемнением наоборот» (высвечиванием). Имитируется перелистывание старого альбома. Фотографии-эпизоды проложены листами белой бумаги с цитатами из романа, набранными готическим шрифтом. После сообщения о смерти Эффи – пустой лист с черной рамкой. Текст читает сам Фассбиндер, что дополнительно работает на замысел («Фонтане – это я»).

Таким образом последовательность коротких эпизодов-слайдов выглядит как презентация актрисы Ханы Шигулы, презентация героини романа Эффи Брист, презентация писателя Теодора Фонтане и презентация режиссера Райнера Вернера Фассбиндера.

«История самоотречения никогда не бывает скверной.»
У героини есть важное качество, присущее многим любимым героям Фассбиндера и ему самому – простодушие, что ставит их в слабое положение, в положение жертв, но и дает внутреннюю опору, чтобы принимать мир со смирением и самоотречением.

Представление Эффи. Первый эпизод, Эффи качается на качелях.
«Эффи, ты могла бы стать акробаткой. Ты вечно на трапеции – истинное дитя воздуха.»
В финале разговор матери и отца Эффи внезапно прерывается долгой паузой, на экране - пустые качели.

Представление барона Инштеттена.
«Конечно, мужчина в его положении должен оставаться холодным. Ведь что может стать причиной жизненного неуспеха – только человеческое тепло.»

Кредо Веллерсдорфа, секунданта Инштеттена на дуэли с майором Крампасом.
«Мир таков, каков он есть. И все происходит не так, как хотим мы, а так, как хотят другие. А Божий суд, который так превозносят некоторые, в самом деле ерунда. Наоборот, наш культ чести – это служение божку. Но мы должны ему подчиняться , пока это божок обладает властью.»
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments