Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Всё не так!» - три.

.
«НУЖНА ДРАМАТИЧЕСКАЯ АКТРИСА», Ю.Погребничко, «ОКОЛО», Москва, 1988/2000/2007 г. (9)

Вышла новая (по моим данным, третья) редакция одного из самых известных околовских спектаклей.
Поменялось название, раньше была «Нужна ТРАГИЧЕСКАЯ актриса», теперь «Нужна ДРАМАТИЧЕСКАЯ актриса». Изменение названия знаковое и подтверждает давно замеченное (например по трилогии «Русская тоска», "Перед киносеансом", "Старый, забытый…") «просветление» театра, движение от «трагического отчаяния» к «драматическому приятию». А в данном случае это еще и приближение к автору, ведь у Островского Несчастливцеву нужна именно ДРАМАТИЧЕСКАЯ актриса.

Спектакль очень посвежел и помолодел. На роли Буланова, Аксюши и Петра ввели студентов-щукинцев с курса Погребничко Илью Окса, Екатерину Кудринскую и Никиту Тезина. Присутствие студентов расшевелило и взрослых актеров, спектакль сдвинулся в сторону живой комедийной игры, каскада околовских приколов. То, чем в прошлых редакциях с таким успехом занимался Иван Сигорских в роли Улиты, теперь распространилось на всех. Даже Левинского (Несчастливцева) захватила игра. Запредельность и потусторонность исчезла, он вполне вписывается в разношерстную компанию актеров-любителей, разыгрывающих пьесу Островского в меру отпущенного природой таланта и органики. Несчастливцев – один из них, чудак-режиссер, увлеченный биомеханикой и «Гамлетом». Каждый тащит в спектакль то, что знает и умеет. Режиссер-трагик – мейерхольдовский этюд с кинжалом, природный комик (Прохоров -Счастливцев) - дамскую шляпку с вуалью.

Поначалу кажется, что ключевые «лагерные» образы первоначальной редакции – телогрейки, ушанки, люк-могила и вагон-зак оттеснены на периферию. Даже стиснутые в маленьком окошке вагона лица студенток свежи и радостны. Но звуковое сопровождение не «Мы едем, едем едем», а «Все не так, ребята!» Высоцкого.
Голос Высоцкого восстанавливает иерархию, весь этот парад аттракционов это все равно «не то» и «не так!», шутки около пьесы это от невозможности сыграть пьесу всерьез. Когда появляется абсолют, нечто сделанное «так!», становится очевидным настолько «не так!», все что было раньше, в том числе и сам Высоцкий, поющий по-французски (первый раз песня звучит в середине спектакля на французском языке).

Вот только отношение к этому «не так!» стало другим, несовершенство вызывает не тоску, а улыбку. Песня Высоцкого вовсе не уничтожает странный, неправильный, несовершенный театр, как красный шарф Джулии Ламберт уничтожал монолог Эвис Крайтон.
Всюду – жизнь, всюду - театр. Ни там ни там почти не встретишь совершенства.

Во второй редакции все строилось на противопоставлении двух видов актерства - жесткого, самосжигающего от Левинского-Высоцкого и легкого, игрового от Прохорова-Сигорских.
В новой редакции Высоцкий остался единственным образцом «так!». А все остальные – от студентов до многоопытных счастливцевых-несчастливцевых это всего лишь ученики. Разве можно их осуждать за несовершенство, если они стараются и доставляют радость себе и зрителям.
Tags: Левинский, ОКОЛО, театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments