Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«ЭДВАРД РУКИ-НОЖНИЦЫ», Т.Бартон, США, 1990 г. (7)

.
Милая рождественская сказка.
Как правильно написано в википедии, «рекомендуется детям любых возрастов» (всего одно убийство, да и то самого отрицательного персонажа, и еще одна смерть «от старости»).

Сделано изобретательно. В некоторых местах (с участием блондинки) переборщили с розовым сиропом, зато компенсировали сахар кислотой – сатирическим изображением «общества». Колоритный «портрет общества» хорошо удается Бартону (см. фильмы "Сонная лощина" и “Чарли и шоколадная фабрика”), но здесь, в отличии от «Лощины», и главные роли удались.
Перед Деппом стояла настоящая актерская задача и он показал себя настоящим актером и даже основал ролью Эдварда собственную эксклюзивную актерскую тему (тему "одиночек","пришельцев", продолженную дальше от "Мертвеца" до Пирата и Вилли Вонки).
А вудиалленовская актриса Диана Уист мастерски изобразила позитивную американскую мамашу, сатира очень точная, но не злая. Это бонус для взрослых (вудиалленовских) зрителей, но там есть и другой бонус.
Для взрослых развернута большая постмодернистская игра в выворачивание наизнанку голливудских клише от «Белоснежки» и «Психо» до Фредди Крюгера. Завязка сюжета воспроизводит одну из самых архетипических сюжетных схем – схему «ножницы».

Ножницы.

Классический американский сюжет – герой попадает в ножницы, между лезвий и, как правило, гибнет. Два лезвия ножниц – антагонистические бинарные начала инь-ян. Одно лезвие – позитив, светлое, рациональное, солнечное начало (соответствующее сознанию, современности и США), другое – негатив, темное, иррациональное, лунное начало ( соответствующее подсознанию, прошлому и Европе). Можно вспомнить ножницы из классического Голливуда «Сансет бульвар», «Трамвай Желание», «Психо».
В данном случае лезвия имеют и четкую пространственную привязку.
Первое лезвие ножниц – горизонтальное, в фильме великолепно сделан образ горизонтальной одноэтажной солнечной Америки (потом эта поп-артовская картинка была воспроизведена в известном клипе “Black hole sun”).
Второе лезвие – вертикальное, замок Эдварда возвышается над плоскостью коттеджей, как дом героя Энтони Перкинса над мотелем в «Психо». В поселке – простота, чистота и порядок, в замке – сложность, запустение и хаос. Горизонтальное, простое начало - женское. Вертикальное, сложное – мужское, как и в «Психо». А вот в «Сансет-бульваре» и «Трамвае Желание» было наоборот, за «сложность» отвечали женщины, героини Глории Свенсон и Вивьен Ли.
Впрочем, путешествия по таким ассоциациям могут увести киномана очень далеко от фильма Бартона. У него данная коллизия представлена в очень облегченном виде и соответственно финал не так трагичен (разлука, а не смерть). Лезвия, никого из главных героев не "разрезав", разошлись обратно в исходное состояние.

Шварц.

Кстати, по таким фильмам сильно заметно сходство между Голливудом и советским кино (особенно детским). Когда смотришь «Эдварда», полное ощущение, что сценарий написан Евгением Шварцем. Постоянно вспоминается то «Обыкновенное чудо», то «Сказка о потерянном времени». Дело конечно не в заимствовании, а в общей для Шварца и Голливуда западноевропейской сказочной традиции.
Tags: кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment