Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«ЧАЙКА», Дж.Ноймайер, МАМТ, Москва, 2007 г. (7)

*
До «Чайки» я видел один балет Ноймайера – «Сон в летнюю ночь» в БТ. Он был построен на идее «два мира, две хореографии». Люди танцевали в одной манере, неземные существа - в другой. Сходный прием очень подходит и для «Чайки», замена литературы и драматического театра балетом просто сама напрашивается. Аркадина – прима-балерина, Тригорин – маститый балетмейстер, Нина – начинающая танцовщица, Треплев – авангардист. Соответственно и хореографий нужно использовать несколько – одну для Аркадиной и Тригорина, другую – для Треплева и Нины.

Что и было сделано и даже сверх того.

В спектакле есть хореография «от автора» - для повествовательных сцен, и есть три контрастные вставки.

Хореография в стиле «нужны новые формы» - авангард , хореографический кубизм Треплева.

Хореография в стиле «жрецы святого искусства носят свои пиджаки пачки» - рутина, балетная вампука Тригорина, поставленная для Аркадиной.

И хореография третьего класса («образованные купцы будут приставать») - мюзик-холл для Заречной.

Кроме того Ноймайер изложил в программке еще два принципа – 1) не стремиться передать пьесу один к одному, 2) передать чеховскую интонацию.
Но, судя по спектаклю, и тот и другой принцип остался декларацией. Спектакль чересчур близок к пьесе по составу действующих лиц, а вот по настроению – совершенно другой.
По-моему для балета вполне достаточно было четырех главных героев, антагонистов, о которых написано выше. В крайнем случае (опять же для усиления контраста) можно добавить пару Маша-Медведенко. Но зачем в балете изображать Дорна, Полину Шамраева и Сорина? Совершенно излишнее следование букве перегрузило спектакль повествовательными кусками.
Интонация же оказалась совсем не-чеховская. Вместо полутонов и подтекстов очень злая и саркастическая сатира на общество и балетный мир. Тут и выбранная для музыкального сопровождения музыка Шостаковича, совершенно не любовно-лирическая, усугубила ситуацию.

Авангард Треплева получился самым ярким и убедительным, действительно угловатый (во всех смыслах), молодой танец.

Мюзик-холл Заречной поставлен не-зажигательно (музыка из оперетты «Москва-Черемушки» совсем не зажигает, хотелось больше нэпманского угара из более раннего Шостаковича).

А балет Тригорина-Аркадиной вышел самой настоящей пародией (его харьковская московская публика похоже приняла за чистую монету и разразилась аплодисментами).

И очень хорошо сделана картинка. Простая и светлая (в начале, потом и темная). Монохромный уилсоновский задник. Сцена на сцене из светлых досок. За ней пейзаж Левитана, на представлении Костиного опуса – он заменяется декорацией Малевича (Левитан-Малевич – знаковая пара), текст «показались красные глаза дьявола, серой пахнет» проиллюстрирован огненной диагональю.
Для Кости и Нины это священные подмостки сцены, для Тригорина – помост для рыбной ловли. В четвертом действии помост обгорел с одного угла, а пейзаж Левитана свернулся в треугольный парус и вся сцена превратилась в бумажный кораблик, рифмующийся с бумажной чайкой главным предметом-образом спектакля.
Tags: Ноймайер, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments