Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ТРИ ТОВАРИЩА», Г.Волчек, «СОВРЕМЕННИК», Москва, 1999 г. (9)

.
Лав-стори.

Название «три товарища» не очень точное. Спектакль не о трех товарищах, а о любви Роберта (одного из трех) и Патриции. Все строится по законам классической мелодрамы - смертельная болезнь разлучает влюбленных. Новые молодые лица «Современника» – Александр Хованский и Чулпан Хаматова проникновенно играют историю любви, но этим их актерская задача не ограничивается. По четкой и простой сюжетной линии, как по монорельсу, движется спектакль большого стиля, многофигурный панорамный роман, нагруженный множеством дополнительных смыслов.

Свеча на ветру.

Главные роли - Робби и Пат - выстроены сложно, в два слоя.

Робби это еще и лицо от автора, персонаж раздвоенный и рефлектирующий. Два других товарища - простые ребята, «мужики» (играют Юшкевич и Гирин ярко, но роли не развернуты, достаточно одной краски). А Робби все-таки человек искусства, пианист, пусть работал всего только тапером в борделе. В раздвоенности его проблема («собака хочет пить и не может напиться, потому что подходя к ручью видит в воде отражение другой собаки, пугается и убегает»).

Роль Пат выстроена еще сложнее, на первом плане - милая страдательная героиня, черные глазки-бусинки. Но здесь тот редкий в искусстве случай, когда один персонаж является в глазах другого персонажа метафорой его собственной жизни. Для Робби, уцелевшего в мясорубке первой мировой войны, дальнейшая мирная жизнь это случайная отсрочка. Жизнь для него – слабый гаснущий огонек. Он не видит своего места в холодном мире, где все так непрочно, ненадежно, хаотично, бесчеловечно. Встреча с Пат это наглядное подтверждение, материализация его чувства обреченности, несбыточности прекрасной мечты.
Хаматова сумела сыграть именно такой символ – «свеча на холодном ветру».

Веймарская Россия.

«Три товарища» продолжают главную линию «Современника», заложенную еще Ефремовым.
Это спектакль о современности, о нашем здесь и сейчас, о 90-х годах.
У Веймарской Германии 20-х годов из романа Ремарка и России 90-х годов обнаружились множество параллелей.
Три товарища, родившиеся в одной стране (Германской или Советской империи) живут в другой (демократической Германии, демократической России). Они прошли через бессмысленную войну (первую мировую, афганскую), и теперь выживают, пытаются зацепиться, сделать свой бизнес в новой, чужой и жесткой реальности. Где большие деньги, крутые тачки (которые значат больше, чем средство передвижения), кричащее социальное неравенство. Штурмовики-бандиты, политические разборки со стрельбой на улицах городов, а рядом проститутки, нищие калеки, дети-попрошайки.
Картина сходная по множеству параметров, а главное по сочетанию (вот так совпало) молодости героев («чувство товарищества», любовь, нравственные ценности) и тотальной депрессии, деградации общества в отсутствии социальных правил («мы живем в эпоху отчаяния»).

Узлы, концы и начала.

«Три товарища» – последняя на настоящий момент большая постановка Галины Волчек. Она подвела черту не только под 90-ми годами, но и под ее режиссерской биографией. Это узловая постановка, такая же как «Двое на качелях», «Обыкновенная история», "На дне", «Вишневый сад», «Спешите делать добро», «Крутой маршрут», «Мурлин Мурло». В узловых точках Волчек представляла «лицо современности», женское лицо своей главной на тот момент актрисы – Лавровой, Нееловой, Яковлевой и вот теперь Хаматовой.

Можно попробовать сделать и более глобальное обобщение.
Премьерой «Трех товарищей» в октябре 1999 года русский театр закрыл двадцатый век.
В следующем сезоне вышел (и открыл двадцать первый век) "Пластилин", где о той же «эпохе отчаяния» рассказано совершенно другим драматургическим и театральным языком.
Вскоре режиссера «Пластилина» Кирилла Серебреникова пригласили в «Современник» на постановку "Сладкоголосой птицы юности", премьера этого спектакля (вместе с премьерой Нины Чусовой "Мамапапасынсобака") открыла новый период в жизни «Современника» и новый этап в работе Галины Волчек уже не главного режиссера, а художественного руководителя.
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments