Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Чей мандат круче.

.
«МАНДАТ», Д.Ливнев, РАТИ, Москва, 2007 г. (3)

«МАНДАТ», О.Тополянский/Е.Писарев, Школа-студия МХАТ, Москва, 2007 г. (8)


К пьесе Эрдмана одновременно обратились на двух выпускных курсах, в РАТИ и в Школе-студии МХАТ.

Тому, кто хочет ознакомиться с пьесой, могу посоветовать сходить в РАТИ. Там не стали напрягаться вопросами «как» и «о чем» это можно сейчас играть, режиссерской концепцией, сценографическим решением. Просто разыграли текст по ролям, полностью, от начала до конца. Прозвучали все стороны пьесы и сильные (остроумные реплики) и слабые (невнятность истории с мандатом). Сразу стал виден контекст, в котором она написана. «Мандат» – типичный представитель «литературы победителей» («12 стульев» Ильфа/Петрова, «Клоп» Маяковского), где молодые авторы насмехаются над уходящей натурой, над проигравшими (бывшими дворянами, священниками, мелкими хозяевами, мещанами).
Но театрального спектакля в РАТИ не получилось, ни один образ не остался в памяти, никого из исполнителей не могу выделить ни в хорошую ни в плохую сторону.

А вот в Школе-студии получился спектакль. Правда пьесой пришлось пожертвовать. Спектаклю специально дан подзаголовок – сцены из комедии, попросту говоря пьеса обрезана. Все кончается появлением того самого «мандата», сцену у Сметаничей и финал выбросили.
С пьесой Эрдмана режиссеры обошлись примерно также, как Юрий Любимов обошелся с книгой Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир». Использовали как основу для эксцентричной театральной игры. Такого парада разнообразных театральных приемов, как на Таганке, здесь конечно нет, но основной стиль – условный утрированный рисунок, как на плакатах Маяковского - похож.
И сразу заиграли яркими красками все образы. Главный герой Гулячкин - дебиловатый проходимец, типа Савелия Крамарова (Владимир Моташнев). Шарманщик – братишка в тельняшке с цигаркой, типа Гарика Сукачева (Алексей Рахманов). Две влюбленные пары – кухарка (Анастасия Панина) и жилец (Игорь Теплов), Варвара (Анастасия Маркова) и Валериан (Глеб Иванов – «кросавчег» Мечтатель из "Белых ночах" , раскрылся здесь с комедийной стороны).
И текст зазвучал веселее, репризнее.
И визуальный образ у спектакля есть (художник Екатерина Фролова), он тоже «таганский» футуристический из ширм и красных кубиков, как в «Послушайте!».

А что до содержательной стороны.
Быть может она прямо противоположна тому, что закладывал Эрдман. Не обличение, а восхищение Гулячкиным – Иванушкой-дурачком, который все кузни коммунизмы прошел, и некован невредим остался.
И до космических высот поднялся (ведь в финале там появляется, ни много ни мало, памятник Гагарину).
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…