Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ЭЛЕКТРА», М.Кушей, ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЦЮРИХА, 2005г. (7)

.
Поначалу музыка Рихарда Штрауса кажется совершенно непонятной и очень тяжелой для восприятия. После первых взрывных аккордов идет самая настоящая какофония. Но какофония сделана сознательно, как музыкальная иллюстрация к первой сцене либретто Гофмансталя – «присутствие служанок не позволяет Электре предаваться привычному ритуалу траура по отцу». Служанки бродят по сцене, переодеваются, орут на разные голоса, Электра же стоит неподвижно, как изваяние, отвернувшись от публики.
Потом музыка возвращается в понятные берега, начинает походить на вагнеровскую и воспринимается легче.
Предельная экспрессия точно соответствует содержанию и стилю греческой трагедии - концентрация на одном состоянии, на одном чувстве. У Электры - траур, жажда мести, ожидание брата-мстителя. У Клитемнестры тоже ожидание мстителя (расплаты за преступление). Вполне подстать и актрисы Эва Йохансон и Марьяна Липовчек – брутальные, жесткие поют пронзительными голосами. Похожая экспрессивная запредельная манера игры была у Екатерины Васильевой (Клитемнестры) в «Орестее» Штайна.
Массовка тоже сделана предельно экспрессивно. Способ выражения экспрессии самый традиционный для европейского театра – садо-мазо-трансвестизм в черной коже. В сцене финального ликования массовка выходит в кабареточных белых перьях.
Помогает предельной концентрации эмоций и режиссер, поместивший действие в коробочку, которая выполняет функцию рупора. Широкая передняя стенка коробочки - открыта. Рупор собирает энергию в луч и направляет в зрительный зал. В боковых стенках - симметричный ряд дверей, в потолке - ряд квадратных люков, в узкой задней стенке -большая дверь, время от времени изо всех дверей и люков в коробочку поступает яркий белый свет. На полу – песчаные барханы, как в комнате с колодцем у Тарковского в «Сталкере».

Коробочка Кушея напоминает ящик фокусника, в который помещают актрису, а потом со всех сторон протыкают шпагами. В спектакле именно так действует массовка, она постоянно «протыкает» действие, проходит сцену из одних дверей в другие и обратно. Также коробочку постоянно пронизывают насквозь яркие лучи света и резкие звуки оркестра.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments