Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Сказка – ложь, да в ней намек..

.
«ПРАВДА –ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ», Б.Бабочкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, Москва, 1965 г. (7)

Очень условная декорация – плоские яблони, на них яркой краской нарисованы неправдоподобно крупные яблоки. В центре сцены белая беседка, а в центре беседки - кресло, там, как на троне, восседает хозяйка дома – купчиха Барабошева. В структуре пьесы обнаружилась явная сказочная основа. Есть Иван-дурак (правдолюбец Платон Зыбкин), есть царь-государь (его функцию в пьесе исполняет Барабошева), при помощи старого солдата («ундера» Грознова) Ивану достается в жены царевна Несмеяна (Поликсена - внучка Барабошевой). Актеры играют в утрированной манере. Сын Барабошевой и приказчик два мордатых брюнета, одинаковы с лица, словно близнецы. Платон в кургузом пиджаке пылко-романтично пишет стихи. Поликсена – писаная красавица с длинной косой (такой тип очень любили в военных ансамблях песни и пляски). Сторож - комичный старик, вечно пьяный, типа деда Щукаря. Кульминационный поворот сюжета пьесы основан на вере хозяйки в «страшное заклятие». В середине 60-х, когда господствовала вера в науку, такой сюжет можно было поставить только как сказку. Вот лет через 10-15, когда на смену рационализму пришла вера в антропософию, рерихов и шамбалу, Бабочкин наверняка подчеркнул бы современность такого приема Островского в сатирическом ключе «Плодов просвещения».

Однако сказочная условная форма вовсе не приводит к облегчению содержательной стороны пьесы (как это случилось например в «Правда - хорошо» Юрского). Намеки в сказке расставлены вполне серьезные. Пьеса повернута к современности, хотя в спектакле никаких прямых аллюзий или фиг в кармане нет и в помине.

Первый намек – сильным мира сего.
Хозяйство Барабошевой это модель любого хозяйства (дома, учреждения, конторы, завода, театра, страны). Великая малотеатровская старуха Шатрова играет очень жесткую, властную, умную начальницу, но «на всякого мудреца…». Когда сильные мира сего засидятся в креслах, они теряют чутье, слишком надеются на свое всесилие и превосходство над окружающими. И вот окружающие со временем приспособились к ее нраву, научились обманывать, нашли лазейки и почти в открытую разворовывают хозяйство. Приказчики мухлюют по-крупному, дворники растаскивают по-мелочам. А кто защитит хозяйское добро, убережет, глаза раскроет, правду скажет? Старая нянька, так ее гонят. Молодой идеалист Платон – так над ним смеются и тоже гонят. Разве что «ундер» постоит на страже, так он еще старше хозяйки.

Второй намек – конфликт поколений.
Очень актуальная для середины 60-х годов тема (и в мире и в СССР). Откуда ни возьмись появилась «молодежь», как отдельная группа со своим мнением со своей контр-культурой. В спектакле нет никаких намеков на хиппи (так резко стали ставить Островского намного позже – захаровский "Мудрец", "Лес" Серебренникова), но молодой актер Бабятинский принес в спектакль нечто от длинноволосых молодых людей конца 60-х - прическа, обличительная интонация. Сыграно и то, что фамилия у персонажа (как часто бывает в пьесах Островского) говорящая – Зыбкин. В его идеализме есть нечто непрочное, зыбкое, романтическая поза. А бытовая сторона конфликта поколений показана в отношениях бабушки и внучки, внучка никакого почтения старшим не оказывает, уважения к старым порядкам не испытывает.

Тут оба намека обьединяются общим смыслом, личной тревогой режиссера. Можно ли таким молодым передать дело? Бабочкин-то в отличие от купчихи понимает, как важна преемственность. Купчиха об этом не позаботилась, думает, что вечно будет жить, ан нет. Пришла старость и оказалось, что наследники совсем непутевые. Сын хоть и не перечит маменьке, но вести хозяйство самостоятельно не может, а внучка так дерзит в открытую.
На роль Поликсены режиссер назначил звезду Малого театра 50-х - 60-х годов Лилию Юдину (в год премьеры ей было 34 года, она на 10 лет старше Бабятинского) и в этом было решение, а не только дурная малотеатровская традиция не доверять молодым. Нужно было сыграть сильную, своенравную, избалованную. А молодая актриса, не звезда, сробеет дерзить Шатровой.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments