Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«МИЛОСЕРДИЕ ТИТА», М.Кушей, ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, Австрия, 2003г. (10)

.
Из условно-отвлеченно-возвышенной оперы на маловразумительный древнеримский сюжет сделали жесткий кровавый спектакль в духе второй серии «Ивана Грозного» Эйзенштейна или шекспировского «Макбета».

Властитель Тит бродит один по пустым комнатам трехэтажной бетонной конструкции, прячется за столбы, боится собственной тени, ему не один «мальчик кровавый» мерещится, а в каждой комнате по мальчику.
Две мужских роли (написанных для очень высоких голосов) играют женщины. Это придает любовным дуэтам с их участием двусмысленный лесбийский оттенок (певица в брюках ласкает-обнимает певицу в юбке) и работает на общую концепцию. Властителя окружает страх, обман, предательство, извращения. Да и сам он извращенец - выглядит как бандюган, короткая стрижка, брутальные манеры, но одет в золотой халат с длинными полами, напоминающими юбку, и поет изящные теноровые моцартовские арии – еще один обман.

Опера поставлена поперек текста, в полном разрыве с традицией. Первая же сценическая метафора об этом, об отсутствии связи. Еще до увертюры Тит появляется на сцене, поднимает трубку телефона, набирает номер, длинные гудки. Появление хора в середине 1-го действия поставлено так – Тит в золотом халате сидит на кровати, неподвижно как истукан, восковая фигура в музее. Один за одним в залу входят экскурсанты – в шортах, в ярких рубахах, с фотокамерами, они осматривают достопримечательности, а когда Тит встает и издает первую ноту арии, туристы мгновенно падают на пол, будто взорвалась граната. (Теперь понятно откуда пришли экскурсанты корейцы в спектакль Яновской «Трамвай Желание»). В конце первого действия - сцена мятежа, гремят уже настоящие взрывы, по комнатам бегают террористы в масках, дворец заполняется дымом и гарью.

Главная роль – императора Тита выстроена режиссером и исполнителем (Михаэлем Шаде) очень сложно. Наполовину римский император, наполовину современный бандит. Наполовину грубый мужлан, наполовину тенор-неврастеник. После жестокого подавления мятежа, Тит почти сходит с ума, дергается голова, трясутся руки, он постоянно стирает с них кровь.

Либретто очень надуманное и непонятное, несколько раз пытался прочесть его перед началом, но дальше строчки о «Виттелии, дочери императора Виттелия» не продвинулся. Логику действующих лиц, особенно поведение Тита понять сложно, но Кушей недостатки либретто обратил в главное достоинство.
Истинный властитель и должен быть непонятен для подданных. Почему он одних казнит, других милует, одних приближает, других удаляет? Абсурдное поведение властителя рождает страх у каждого. Настоящие императоры (Иван Грозный, Наполеон, Сталин) именно так «нелогично» и поступали. Поэтому «милосердие» (благородное и великодушное у Моцарта) здесь приобретает зловещий смысл.

Вполне подстать жениху (Титу) и невеста (Виттелия). Доротея Рошманн еще в роли графини в «Свадьбе Фигаро» показалась мне очень похожей на леди Макбет и здесь макбетовские качества раскрылись вполне. Это ее воля к власти закрутила интригу и вот, когда она добилась своего, властолюбие удовлетворено, ее охватывает страх и отвращение. Когда она остается одна в тронном зале, и пытается забраться в кровать Тита (кровать играет роль трона, после мятежа, взрывов и пожара, кровать окровавлена и обуглена), то сразу же спрыгивает на пол и потом долго пытается восстановить душевное равновесие, гримируется, надевает черную накидку, темные очки.

Если на минуту забыть, что Тит уже император, постановка может показаться приквелом к «Макбету». Она заканчивается свадьбой, властолюбивая Виттелия добилась титула и дальше они с мужем будут забираться по трупам на вершину горы. А потом безумие и падение вниз.

Спектакль заканчивается «людоедской» метафорой. Гости, собравшиеся на бракосочетание Тита и Виттелии, сидят за столами, а на столы кладут тех самых мальчиков, которые мерещились императору во время увертюры.

Из оперы про благородные чувства режиссер полностью изьял благородство, а амплитуду чувств выкрутил на максимум, то же сделал и дирижер (Николаус Арнонкур). Звуковой ряд точно соответствует действию – в музыке Моцарта тоже обнаружились «повсюду страсти роковые». Поначалу еще замечаешь разделение на речитативы и арии, но очень быстро все сливается в единый густой и плотный поток.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments