Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«русский человек в его развитии» и «гражданин цивилизованного мира»

.
«РУССКИЙ ДВОРЯНИН-СЕМИНАРИСТ И ГРАЖДАНИН ЦИВИЛИЗОВАННОГО МИРА», Ю.Погребничко, театр «ОКОЛО ДОМА СТАНИСЛАВСКОГО», Москва, 2006г. (8)

Спектакль выстроен по вертикальной оси.
Нижний полюс – Кириллов, герой романа Достоевского «Бесы». Верхний полюс – Пушкин.

Идея такой инсценировки «Бесов» принадлежит Е.Шифферсу (его имя появляется в программке и следующей постановки Погребничко «Старый, забытый ») и она вполне адекватно раскрывает идею автора романа. Достоевский сам предложил Пушкина в инсценировку (название романа, эпиграф и общее отношение Д. к Пушкину, как к идеалу, в духе гоголевского ««русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет»).
Осевая архитектура спектакля очень хороша и для раскрытия темы двойничества, зеркальных отражений героев и идей Достоевского.
Из множества персонажей романа выбрано несколько самых явных «граждан цивилизованного мира», в первую очередь Кириллов (он сам себя так аттестует в предсмертной записке), а также Верховенские (Степан Трофимович и Петруша) и Липутин. В разговорах «на троих» собеседники Кириллова двоятся, как кафкианские близнецы. Во втором действии начинает двоится сценическое пространство (ряды, где сидят зрители, отодвигают и вместо одной комнаты на сцене оказывается две – одна за одной, соответственно удваивается и угол между стеной и шкафом, где прячется Кириллов) . А главные двойники – Кириллов и Петр Верховенский. Казалось бы абсолютные антиподы, но сходство этих героев – одна из основных идей инсценировки, они равно удалены от идеала.

Изображая жертву (самоубийства).

Спектакль поставлен сухо-протокольно, как исследование или, точнее, расследование. Расследование ведут сотрудники следственной конторы. Три следователя (Желдин, Павлов и Каплунов), две уборщицы (Добрянская и Лосева) и два дворника (Погребничко и Левинский). Поскольку в роли следственной конторы - театр, то и следствие проводится театральным методом инсценировки (следственного эксперимента). И, как часто бывает у Погребничко (и Левинского), роли не закреплены за актерами жестко, актеры меняются ролями, что еще больше подчеркивает двойничество.
Прием расследования очень идет Достоевскому, а вот сухо-протокольный тон наоборот резко контрастирует с авторской интонацией, в этом смысле можно сказать, что «Бесы» поставлены «от обратного» и перед театром была сложная задача. Сделать интересную, содержательную инсценировку и прочитать ее со сцены это еще не театр. К счастью настоящий театр в спектакле есть. Главное, что в спектакле есть Кириллов. Выполнять работу, известную по спектаклю и фильму Серебреникова "Изображая жертву", то есть изображать Кириллова, приходится по большей части самому молодому из следователей, его играет Сергей Каплунов. Вот у него получился полноценный театральный образ, без всяких скидок на особенную околовскую манеру игру, такого Кириллова можно хоть сейчас вставлять в самую классическую версию «Бесов».

Кроме Каплунова-Кириллова есть и еще одна театральная удача, жаль что из-за режиссерского минимализма очень короткая. Это сцена в конце первого действия - диалог Верховенского и Кириллова разыгрывают дворники Погребничко и Левинский. У Левинского совершенно другой Кириллов – аутичный и потусторонний, пепел, оставшийся от человека, который сам себя сжег. А Петруша в исполнении Погребничко вдруг вспыхивает холодным огнем, такой же жесткий, как Мик из «Сторожа».

Блаженны нищие духом.

Что можно противопоставить самоубийственному тупику "цивилизованного человека"? Погребничко собирает всё, все клейкие листочки от бесхитростных народных песен до йоги, дзен и Пушкина.
«Нищие духом» уборщицы противопоставлены «богатым духом» «цивилизованным» Кириллову и Петруше, и Пушкин оказывается среди «нищих». Как это часто бывает в ОКОЛО, спектакль продолжается на поклонах – Лика Добрянская выбегает, читает Пушкина, убегает, снова выбегает, читает на бис, раз, еще раз, еще много много раз.
Tags: ОКОЛО, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments