Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«БЕЛЫЕ НОЧИ», М.Брусникина, Школа-студия МХАТ, Москва, 2007г. (7)

.
«Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Это тоже молодой вопрос, любезный читатель, очень молодой, но пошли его вам господь чаще на душу!..»
А «Белые ночи» Брусникиной это тоже молодой спектакль, любезный зритель, и пошли вам господь чаще на душу такие молодые, светлые, свежие спектакли.

Ключ к спектаклю Брусникина нашла в первых словах повести Достоевского, для студенческих «Белых ночей» - самый верный выбор, самый верный тон.
Когда на сцену вышли четверо исполнителей и начали по очереди (по-брусникински) читать авторский текст, я сразу определил, кто кого сыграет.
Одна студентка (Людмила Свитова) в белом платье, выглядит как девочка – сыграет Настеньку. Вторая студентка выглядит старше, одета в темное платье - сыграет бабушку. Один студент (Глеб Иванов) – экстраверт, «кросавчег», сыграет Жильца, второй (Александр Давыдов) - интроверт, «не-кросавчег», выглядит аутичнее – сыграет Мечтателя.
И ошибся, Мечтателем стал как раз «кросавчег», такие неожиданности в кастинге всегда приятны, тем более, что это отлично легло в концепцию, акцент делается не на болезненном аутизме, а на молодости главного героя. Повесть Достоевского становится более возвышенной, поэтичной, романтической, никакой достоевщины (как в призрачных "Белых ночах" фоменок). А когда появился Жилец открылось еще одно нетривиальное режиссерское решение, он оказался таким же «мечтателем» (к тому же, судя по программке, Иванов и Давыдов будут играть роли Мечтателя и Жильца в очередь). Как непохоже на классический фильм Висконти (Мечтатель – милый Марчелло Мастрояни, Жилец – импозантный Жан Марэ).
И музыка Россини в эту молодую концепцию прекрасно ложится.
В повести есть театральный эпизод (поход на «Севильского цирюльника») - это отыграно по полной программе. Театр в театре. Зрители сидят в глубине сцены, актеры играют на фоне пустого зрительного зала (также было в прошлом году на " Безымянной звезде" ). Возникают замечательные мизансцены «на просвет» - после обьяснения в любви, герои стоят на авансцене, спиной к зрителям и лицом к пустому зрительному залу, к воображаемым зрителям, и звучит фонограмма дуэта Розины и Альмавивы.
Отлично обыграны и воспоминания бабушки, ее комичные попытки спеть арию Розины.

К сожалению не только достижения, но и проблемы спектакля тоже связаны с молодостью, а именно с молодостью исполнительницы главной женской роли. Она очень волновалась, в начале строчила текст как из пулемета, потом в самых драматических моментах перебрала эмоций. В этот момент чуть партнера не завалила, он тоже стал пережимать, но все же устоял. Заключительный монолог Мечтателя Иванов сыграл очень проникновенно.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments