Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Пора туда, где только "ни" и только "не" («Песня конченого человека»)

.
«БЛУЖДАЮЩИЙ ОГОНЕК», Л.Маль, Франция, 1963 г. (8)

Пятый фильм Луи Маля. Как водится, совершенно не похожий ни на предыдущие 4, ни на последующие 14.

Черно-белый фильм о последнем дне жизни человека (перед самоубийством).
Последняя гастроль.
По местам боевой трудовой половой алкогольной славы.
Композиционный прием дает режиссеру возможность показать, во-первых, портрет героя (мгновенный снимок – "что стало", и постепенная реконструкция прошлого - "что было").
А, во-вторых, срез общества. Снизу (водители-дальнобойщики, подбрасывающие героя в Париж) - доверху (кульминационная сцена светского ужина).

Снято предельно аскетично, с высокой степенью самоограничения. Перед лицом экзистенциальных вопросов, жизни и смерти, кажется неуместной демонстрация мастерства – операторского, монтажного, актерского (из звезд в фильме снималась только Жанна Моро, муза Маля тех лет, в небольшой роли). Режиссура естественна и незаметна (еще одна цитата из Высоцкого «Я весь прозрачный, как раскрытое окно, и неприметный, как льняное полотно»). Только в нескольких эпизодах (например, сцена опьянения) – обращаешь внимание на то, как сделано (с помощью монтажа и движения камеры).
Зато с самого начала заметно музыкальное сопровождение (фортепианные пьесы Эрика Сати) и литературная основа. Фильм снят по роману Пьера Дрие Ла Рошеля, 1931 года. Поколение солдат первой мировой войны отразилось в поколении ветеранов колониальных войн (герой, бывший офицер, встречается среди прочих и с ветеранами афганцами алжирцами).

Фразы из закадрового текста, диалогов и внутренних монологов героя литературные, даже поэтичные. В первой же сцене: «вот оно снова неуловимо скользнуло в нем, как уж среди камней». Сразу ассоциация с ящерицей из той же «Песни конченого человека» («Истома ящерицей ползает в костях»).
Но чем дальше, тем больше ассоциация с Высоцким начинает работать в обратную сторону. У Высоцкого в таком «конченом» состоянии разгорается поэтический огонь, в фильме показано, как огонь гаснет. Литература все больше превращается в "слова, слова, слова".
Музыка же остается почти до конца тактичным немногословным аккомпанементом ("Пьесы Сати малы так же как мала замочная скважина – все мгновенно меняется, как только ты начнешь внимательно всматриваться или вслушиваться, что там внутри происходит" Жан Кокто).
В конце концов путанные исповеди героя заглушают музыку и последняя сцена проходит в абсолютной тишине.

После выстрела поверх застывшего лица самоубийцы появляется длинный титр манерно-литературный.
«я умираю потому, что вы меня не любили
я умираю потому, что я вас не любил
в наших отношениях не было глубины,
чтобы укрепить наши связи,
но, поверьте, в вашей жизни я оставлю неизгладимый след»

"Слова слова слова" перечеркнули человека (этот прием Луи Маль повторит в «Лакомб Люсьене» – лицо Люсьена тоже перечеркнут слова, кстати, его расстреляли менее чем за год до самоубийства Дрие Ла Рошеля, еще одна потайная ссылка связывающая воедино внешне совершенно непохожие фильмы Луи Маля).
Tags: Маль, Сати, кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments