Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

.
«ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10)


Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в этом сезоне. МАстерская режиссерская работа - режиссерский факультет ГИТИС в самом лучшем виде.
Урок режиссуры.
И по линии «зачем?» - Зачем заниматься этим театральным делом? - Чтобы отыскивать новые сведения о человеке.
И по линии «как?» Как сделать? Как перевести литературную основу (в данном случае роман Аготы Кристоф) на язык театра, другого искусства, искусства игрового и зрелищного.

Театральные средства выразительности сильнее литературных, к словам добавляются живые персонажи, их тела, лица, голоса, костюмы, звуковое и анимационное сопровождение, а главное очень много физических действий. В спектакле очень много театра. Но вот в самый кульминационный момент (первого сексуального опыта) зрелище останавливается, актеры замирают на сцене, выразительная театральная пауза, остается только статичная картинка и литература - текст на титрах. Какое правильное самоограничение театра, понимание собственных пределов.

Актерский ансамбль, как в лучших студенческих спектаклях, детей и взрослых играют ровесники, но возраст актеров совершенно не важен - полное торжество театральной условности.

И особенно замечательны исполнители центральных ролей (главные герои романа два брата-близнеца, действие происходит во время 2-й мировой войны в Венгрии).

Внешне Сергей Кирпиченок и Владислав Медведев не похожи на близнецов, но сходство между ними все-таки есть, с первых минут их появления на сцене заметил, что у обоих есть внешнее сходство с одним известным (когда-то) актером и вот так, через третье лицо они и похожи.



И дальше по ходу спектакля только укреплялась аналогия с Бастером Китоном. И не только у близнецов. Сам театр физических действий («физический театр») оказался очень близок «физической комедии» (physical comedy) эпохи немого кино, только физические приемы перенесены из комедии в драму.

Близнецы сделаны с помощью одинаковых костюмов, причесок с пробором, синхронного парного движения. У них общее пластическое решение, но главное, у них единая, особенная интонация. Интонация голоса, но и выражение лица и в целом «интонация роли», если можно так сказать, два актера попадают в один тон. И это очень верный тон, соответствующий бесстрастному, отстраненному описанию событий в книге, вот именно эта бесстрастность, невозмутимость и отсылает к «комику с каменным лицом».

Конечно актеры играют и маленьких детей, пугаются, дрожат, но с самого начала в лицах видна твердая основа, которая будет проявляться все сильнее с каждым новым испытанием. Близнецов все время бьют о твердую, жесткую реальность (у сценического пространства черные кирпичные стены и белая точка в центре, начало координат внешнего мира – стол из досок). Они ударяются и отскакивают. Они бьют этим столом по рукам другу другу, чтобы привыкнуть к боли, в сцене допроса их по очереди бьют головой о стол. Они становятся только сильнее (и персонажи и актеры, для них такой материал и такой физический натурализм это тоже испытание).

Бастер Китон прославился еще ребенком, он выступал в цирковых номерах вместе с отцом, его называли «маленьким мальчиком, которого нельзя повредить». Прозвище Бастер, он получил, когда в годовалом возрасте упал с лестницы. Слово buster не имеет точного перевода на русский язык, в данном случае означает «парень, придурок, урод».

ему было так весело, что он иногда начинал смеяться, когда отец бросал его через сцену. Заметив, что это заставило публику меньше смеяться, он принял своё знаменитое невозмутимое выражение лица во время выступления. (из Википедии)

Можно заменить комическое начало драматическим, а отношение персонажа к жесткой и жестокой реальности оставить неизменным – невозмутимость и твердость. Отсутствие слез на сцене в спектакле вот секрет его успеха, как отсутствие смеха на экране в комедиях Бастера Китона. Ужасаться и смеяться должны зрители, а не персонажи.

Секрет выживания "ведьминого отродья", бастеров, бастардов, уродов и прочих сукиных детей это ведь шекспировская тема (от Ричарда III до Эдмонда в «Короле Лире»).
Tags: ГИТИС, театр
Subscribe

  • Старинный снимок (1911-1912 год, примерно)

    . Пополнение семейного фотоархива – от петербургских родственников. Замечательный снимок, можно картину сделать и на стену повесить. Ян Янович…

  • Мама

    . Сегодня 90 лет со дня рождения. Три фотографии, самые ранние (недавно раздобыл у родственников): 1949 год, Камышин. 1945 год, Иркутск.…

  • Бессмертный полк

    . Очень своевременно раздобыл две военные фотографии родственников Старший лейтенант медицинской службы Гребенщикова Валентина Михайловна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments