Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

О замене человека машиной

*
Открыл театральный сезон 22-го августа одной из последних премьер прошлого сезона.

«НОВАТОРЫ», Н.Кобелев, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, Москва, 2021г. (7)

В лучшие спектакли сезона «Новаторы» не попадут, театрального новаторства здесь меньше, чем в «Человек, который принял жену за шляпу», но сам по себе спектакль очень интересный.

Материал для серии научно-популярно-биографических статей о создателях компьютеров вполне успешно превращен в театральный спектакль, расцвечен и драматургическими ходами и эффектными актерскими перевоплощениями.

На первом плане галерея мужских портретов (Илья Никулин – Бэбидж, Иван Выборнов – Мокли, Всеволод Макаров – Шокли, Алексей Сергеев - Тьюринг, Евгений Матвеев – Джобс, Роман Фомин - Гейтс, Максим Разумец – Торвальдс).
Есть два коллективных женских портрета – женщины-программистки и девушки-хиппи.
А вообще и актеры и актрисы играют по многу ролей быстро меняя грим, прически, костюмы.
Ансамблевость спектакля подчеркивает, что и создание компьютеров было делом коллективным.

Способ, которым режиссер театрализует нетеатральный материал (здесь, также как и в «Человек, который принял жену за шляпу»), напоминает идущий сейчас на киноэкранах английский спектакль «Трилогия братьев Леман», который был сделан из цикла биографических радиопередач (только не о создателях компьютеров, а о создателях бизнес-империи) и там актерский ансамбль был сокращен до предела (всех многочисленных персонажей сыграли три актера).

И еще одно воспоминание кстати – о спектакле «Копенгаген» (нынешнего главного режиссера театра им.Маяковского Карбаускиса). «Копенгаген» впервые на моей зрительской памяти доказал, что наука вполне может быть предметом для театрального спектакля. Кобелев успешно продолжает эту линию - ядерная физика, нейропсихология, кибернетика, театру подвластно всё.

«Кибернетика – реакционная лженаука. Для кибернетики характерна империалистическая утопия - заменить живого, мыслящего, борющегося за свои интересы человека машиной»
(из советских статей начала 50-х годов)

Спектакль выстроен не только в простом хронологическом порядке, есть и сквозная смысловая линия - тема человеческого и машинного. И подана она отнюдь не благостно, а конфликтно. Там не только конфликты между новаторами (за первенство и за проценты от прибылей). Не случайно в самом начале поминаются «луддиты» (аргументация которых парадоксальным образом отозвалась в советских нападках на кибернетику).

Содержательная кульминация спектакля – история Алана Тьюринга, изобретателя идеальной вычислительной машины, который отстаивал эквивалентность машинного и человеческого разума, пока по злой иронии судьбы его самого не стали программировать принудительно, превращать в живую машину (пусть не электронную, а химическую), запрограммированную на правильное сексуальное поведение.

В следующем десятилетии (в 60-е годы) продолжает тему идея компьютеров персональных, которые освободят человека от грядущего тотального контроля Больших Машин Больших Корпораций. Анти-империалистическая утопия.

После чего нам рассказали, как на этой замечательной идее выросли Очень Большие Корпорации Джобса и Гейтса. Анти-империалистическая утопия стала империалистической анти-утопией.

Однако тема не исчерпалась и появился Линус Торвальдс, последний герой спектакля, но не последний новатор.

В итоге спектакль получился и зрелищным, и познавательным, и поучительным - о людях, не о машинах. В этих героях так много человеческого, что вопрос о замене человека машиной отпадает сам собой.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments