Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Бесплодье умственного тупика

*
«ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10)

Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа (отклик - https://lev-semerkin.livejournal.com/624294.html), а теперь рассмотрел во всех подробностях все составляющие коллажа Робера Лепажа и все составляющие игры Евгения Миронова.

На крупных планах а со временем актер все больше стал походить на своего учителя Олега Табакова, много сходства в речевых интонациях, в быстрых переключениях интонаций – разных но при этом одинаково игровых, невсамделишных. Куб Лепажа в первые минуты (а также и в последние минуты) спектакля демонстрирует человека, уткнувшегося в тупик

Коллаж режиссерских приемов – парад изобретательной режиссуры. Визит Гамлета к Гертруде решен через теневой экран, глазами Полония, который прячется за занавеской. Разговор с Гильденстерном и Розенкранцем – близнецами (и близнецами Гамлета), отражениями на гранях куба. Дуэль с Лаэртом, как дуэль с самим собой (Лаэрт – двойник Гамлета, эта параллель и в пьесе заложена, решение Лепажа в этом случае оказывается очень точным). И потом отсылка от белой куртки фехтовальщика к белой смирительной рубахе, с помощью этой отсылки спектакль после сцены дуэли возвращается к началу, к Гамлету в палате для душевнобольных.

В коллаже Лепажа все продумано, все составляющие согласованы между собой.
Вот например вопрос, когда происходит действие?
Судя по антуражу (кабинет Полония, телефон, пульт, камеры наблюдения, будильник) и одежде (мундиры призрака и Клавдия, темные очки Гертруды, плащ и пиджак Полония) действие происходит НЕ сейчас (в современности), но и НЕ в условно исторические времена. Действие происходит во вполне определенную эпоху, отнесенную от наших дней на небольшое расстояние, если так можно сказать о времени - в середине 20-го века.
Однако в спектакле есть и более точные подсказки - Офелия слушает песню Джеггера-Ричардса «As Tears Go By» в исполнении Мариан Фейтфул (издана на сингле в июле 1964 года), Гамлет смотрит по телевизору (черно-белому) фильм Козинцева «Гамлет» (вышел на экраны в апреле 1964 года). Кстати и блондинистый парик Офелии не случаен, он отсылает именно к Фейтфул. А длинные волосы Гамлета отсылают не просто к 60-м годам, не к битлам задавшим моду, а именно к роллингам (там был блондин – Брайан Джонс).

Дрянь-актер

Музыка Шостаковича из фильма Козинцева звучит совсем коротко, но достаточно и одного аккорда симфонического оркестра, чтобы показать дистанцию. Музыкальный диапазон 1964 года от Джеггера-Ричардса до Шостаковича соответствует и актерскому диапазону спектакля от актера (Евгения Миронова) до Первого Актера (Иннокентия Смоктуновского).

Рефлексия Миронова (разговор один-на-один с самим собой) направлена от себя у Смоктуновскому.

Вот я один
О, что за дрянь я, что за жалкий раб!
Не стыдно ли, что этот вот актер
В воображенье, в вымышленной страсти
Так поднял дух свой до своей мечты,
Что от его работы стал весь бледен;
Надломлен голос, и весь облик вторит
Его мечте.
Что совершил бы он, будь у него
Такой же повод и подсказ для страсти,
Как у меня?


Когда смотришь постановку на киноэкране нет ощущения чуда (космоса, планетария). Больше крупных планов, меньше волшебной коробочки. Зато удается лучше настроиться на главную идею режиссера, то есть отстроиться от «Гамлета». Это спектакль про актера, а не постановка пьесы Шекспира непосредственно. Пьеса Шекспира взята как главная пьеса мирового театрального репертуара и с ее помощью вскрыта скорлупа ореха современного актера.

Спектакль скорее о невозможности сыграть Гамлета. О желании во что бы то ни стало дотянуться и об осознании собственной малости, ограниченности по вертикальному измерению (и при этом безграничности по горизонтальному). Можно сыграть все роли в пьесе, и роль принца датского в том числе – и всего лишь разменять рубль на пятаки. Все это многообразие личин и масок - бесплодно, оно нисколько не продвигает исполнителя к роли ролей, то есть к Гамлету. Гамлет так и остался не сыгран по самому высокому гамбургскому счету. Очень тонкая и многослойная мысль Лепажа и она подчеркнута типично лепажевским приемом – отсылкой к кино. В данном случае к "Гамлету" Козинцева. Образец взят именно для этой постановки и этого актера - Евгения Миронова, если бы Лепаж ставил в Англии он бы использовал бы фильм Лоуренса Оливье.
Tags: theatrehd, Гамлет, Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Театр повторного спектакля

    . Планирую поездку в СПб на первую половину июля. Смотрю афишу, составляю театральную программу и наибольший интерес вызывают постановки, которые уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments