Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Шутинг на пикнике и чудо в театре

*
Самое главное, что объединяет два действия спектакля «Островский. Пьесы»

3. Содержательная жесткость

Поставлено жестко, даже зло, безжалостно, совсем без теплоты. Это злость содержательная, не против автора (с демонстративным переносом действия в современность, с переворачиванием смысла), а углубившись в драматический конфликт.

Главные герои спектакля люди отчаявшиеся и отчаянные.

Карандышева доводят до этого состояния – в финале он не невесту теряет, он теряет надежду вырваться из унижения. Карандышев здесь НЕ говорит «так не доставайся ты никому» и стреляет НЕ в Ларису. Он расстреливает всех - всю честную компанию, всё общество, которое ТАК устроено.
Как ТАК, хорошо видно из разговоров на пикнике – так относятся к женщине, так относятся к тем, кто победнее, так относятся к актерам. И униженная сторона это своё унижение принимает и даже гордится вниманием барина. Один только Карандышев восстает. Миллер отлично передает его воспаленное состояние, постепенно воспаляющееся. Остальные персонажи собираются в хор, который доводит его мелкими тычками со всех сторон и уколами по самолюбию.
А в результате «драма на пикнике», говоря современным языком - шутинг.

Незнамов же находится таком отчаянном состоянии изначально, сколько себя помнит. Он находится в таком состоянии постоянно, никаких надежд не имеет.

Действие начинается со сцены визита Незнамова и Шмаги к Кручининой. Преуспевающая, холеная актриса и два ничтожных актеришки, как две беспородные дворняжки, два кобелька. Черные, немытые. Миллер-Трухин, как два коверных - прекрасный дуэт, потешают публику своим скулежом и лаем, при случае покусать могут.
Словно две стороны актерского искусства сталкиваются, высокая и низкая, служение и бродяжничество. На поверку оказывается, что успешная жизнь развивает в актере душевную мягкость и доброту (Виктория Воробьева это хорошо передает, доброе человеческое отношение к обозленным собратьям по цеху). Кручинина вносит лирический момент в эту весьма комическую сцену. Вся драма впереди.

Дополняют игру коверных пародийные выходы более важных театральных персон - молодого премьера Миловзорова (Антипенко) и мецената Дудукина (Ромашевский). Лихой, веселый, но и злой шарж на театральный мир, париев, которых и хоронили-то за оградой.

Во втором действии вообще очень много смешных сцен (Трухин и Миллер выдают лацци с бутылкой на званом вечере) и - тут мастерство режиссуры – обилие комического только обостряет главную драму.

Вот маленький пример – короткий выход Миловзорова из такого привычного, удобного, так веселящего окружающих манерного тона, казалось бы маска приросла навсегда, но нет, Незнамов говорит ему – ну хватит, и на несколько секунд Миловзоров (и Антипенко) приоткрываются и принимают серьезный человеческий облик.
Шмага – нет, он конченный человек, его пружина проржавела. А вот у Незнамова пружина глубоко, она так давно и так сильно сжата, что сохранят силу и вырывается в злом заключительном монологе перед всем обществом.

И тут в самой нижней точке отчаяния случается чудо. Жизнь, бившая и унижавшая поворачивается к нему доброй стороной. Актер Незнамов с прекрасно подвешенным языком будто теряет шутовской дар речи и начинает говорит слогами "я-не-зверь. Я-те-перь-ре-бе-нок. Ма-"
Слово «мама» в мужском театре запрещено, Кручинину режиссер уводит по диагонали в дальний угол сцены. Незнамов остается один слева на авансцене. Там же на авансцене (только справа) находился в своем финале и Карандышев, когда стрелял по людям как по мишеням.

Карандышев звереет, Незнамов очеловечивается.
Действие, которое заканчивается расстрелом, играют первым, а действие с чудом в финале - вторым. Правильная последовательность, очень точное попадание в суть драматургии Островского.
Tags: ГИТИС, Мастерская Женовача, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments