Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Электрификация всей страны и Советская власть

*
Главный герой повести «Ювенильное море» - Николай Вермо (инженер, откомандированный в систему мясосовхозов).
В программке к спектаклю МХТ (https://lev-semerkin.livejournal.com/845550.html) он указан первым. Эту роль играет Евгений Перевалов (Мышкин и Веничка в Мастерской Козлова, Мечтатель в МХТ).
Достоевский, Платонов, Ерофеев – бахтинский ряд.

Актер особенный, настолько тихий, что становится прозрачным и тогда сквозь телесную оболочку (все тело, но лицо особенно, а глаза более всего) просвечивает нечто из иного мира.

Светлые глаза Вермо, темневшие от счастья и бледневшие от печали, сейчас стали видными насквозь и пустыми, как несуществующие.

Вермо – человек не от мира сего. В исполнении Перевалова это особенно заметно. И особенно заметна амбивалентность (мечтательность переходит в тревожность и воспаленность). Антипод земного, материального героя спектакля «Джан» (Александра Матросова), тот спектакль, один из самых удачных платоновских, полезно вспомнить.

Даже удивительно, что этот инженер Вермо хоть что-то реальное, материальное, работающее сумел сделать.
Но ведь сделал он (ха-ха!) машину для гуманного забоя скота (жестокая ирония Платонова).

Впрочем, у Вермо есть и другой антипод, за пределы «Ювенильного моря» выходить не обязательно. Пожалуй что самый счастливый персонаж спектакля - товарищ Упоев, секретарь райкома. Он человек как раз «от мира сего». В роли Упоева второй платоновский актер, сатирический – Артем Волобуев. Гладкий как колобок, катается по пустыне, руководит – прикатывется, потом укатывается обратно (остроумно решено, через фонограмму прискакал-ускакал). Тот вечный мечтатель, этот вечный начальник, похож сразу и на позитивных советских вождей из начала 30-х и на вождей современных (на нашего губернатора, например).
Впрочем есть у этого колобка и оборотная, ночная сторона (ночные кошмары с маузером наизготовку). Он хоть и гладкий, но не пустой.
К тому же Упоев это соперник Вермо в любви. У Платонова вскользь упоминается об этом, в инсценировке сделана попытка выстроить целую сюжетную линию любовного треугольника, не вполне удачно, поскольку женский угол сильно уступает двум мужским. Надежда Босталоева (в этой роли Вероника Тимофеева) - героиня обычная, не платоновская, комсомолка, но не секретарь партячейки.
Где взять платоновскую актрису? Ирина Пегова уже два раза сыграла (Фро и Счастливую Москву), опять ее звать? Не может же она закрывать собой все амбразуры. Впрочем, на треугольник Перевалов-Пегова-Волобуев я бы посмотрел!

Эх, вот если бы эти два антипода, Вермо и Упоев, сработали вместе – государственная партийная воля в кожанке с маузером и утопические фантазии мечтателей. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». «Советская власть плюс электрификация всей страны»


Проект ювенильного моря, моря юности (антитеза бесплодному песку, пустыне, засухе, голоду) был светлой точкой книги, не правдой жизни, но правдой мечты (исторически точное советское соединение социальной утопии и утопии технократической). У Платонова все построено на оппозиции светлой мечты и нищей, скучной, нелепой ральности. Здесь в спектакле этот проект выглядит изначально обреченным, бредовым.
А инженер-музыкант Вермо (альтер эго инженера-писателя Платонова) выглядит просто фриком (перед самым финалом в нем уже прямо таки дьявольские черты проступают, позиция режиссера уходит от платоновской на максимально далекое расстояния, правда в финальной мизансцене делает шаг в обратную сторону).

В исходной точке показано, что люди живут так, что хуже не бывает, надо что-то делать. В финале оказывается, что нет, может быть и хуже. Не жили хорошо – не стоит и начинать. Как будто режиссером спектакля выступил один из персонажей повести Умрищев с его жизненным кредо «не суйся!»
Tags: МХТ, Платонов, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments