Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Мёртвое море

*
«ЮВЕНИЛЬНОЕ МОРЕ», Н.Назарова, МХТ им.ЧЕХОВА, 2020г . (6)

Тяжеловато смотрится, как будто идешь по песку.

Здесь на сцене в буквальном смысле по песку ходят, такая сценография – песок и на песке детали машин (как будто это не перед индустриализацией, как у Платонова, а после де-индустриализации, как сейчас кладбище техники где-нибудь в глубинке).

Идти по песку приходится долго, почти 4 часа.

В программке написано, что это комедия. Такой был замысел режиссера, но не срослось.

Во-первых, не бывает четырехчасовых комедий.

Во-вторых, большинство сцен поставлены в тягучей, депрессивной, унылой манере. Начинается спектакль с такой унылой, темной сцены – на песок выходят чумазые люди в лохмотьях, первобытное племя солнцепоклонников. Солнце у них светит тускло, как будто сквозь песчаную бурю.

В-третьих, постоянным рефреном проходит тема смерти (кладбище техники, кладбище животных, кладбище людей). Можно разумеется представить себе и кладбищенский юмор, но не в этом спектакле.

Комическое начало все же проявляется время от времени, но это не черный юмор, а сатира, зрительный зал реагирует на мастерски изображенный советский новояз (и особенный платоновский новояз, как отражение советского). Единая языковая среда получилась, здесь все так говорят, на сложном платоновском языке (и с выходом вниз - в сатиру и с выходом вверх - в космос).

А вот единый театральный стиль не получился.
Инсценировка собрана из кусков разных произведений, что разрушает цельность повести «Ювенильное море» (производственный роман по-платоновски). В результате такого монтажа текстов сменился жанр, это уже не производственный роман, а «нечто», эпическое обобщение и этот новый жанр не вызрел в нечто внятное. Спектакль собран из сцен сыгранных в разной манере (то тяжелой-депрессивной, то легкой-сатирической, то метафорической, то бытовой).
Да и ансамбль актеров не выглядит единым. Режиссер (по ее же словам) опиралась на брусникинцев. Команда Марины Брусникиной за много лет уже так набила руку, что может сыграть прозу любого писателя, и эту бойко сыграла, по-актерски расцветила, как умеет (Ващилин, Чебакова, Трошин, Хованская). Но Платонов не «любой», ему этого недостаточно. Нужны особые платоновские актеры (сама Брусникина это отлично понимает и успех ее собственной платоновской постановки - "Епифанских шлюзов" опирается в первую очередь на точный выбор актера протагониста – Ивана Шибанова).

К счастью и в труппе МХТ такой актер нашелся. И даже не один, а два. Оба сыграли внутри «Ювенильного моря» свои частные спектакли - «Инженер Вермо» и «Товарищ Упоев» - вот они получились точно «платоновскими».

А общая структура не выстроена четко. Идей на три спектакля (там еще немного поют), а продолжительность и так зашкаливает.
Спектакль не выстроен вокруг центрального персонажа (начинается про Вермо, а потом тот надолго исчезает), не выстроен производственный роман, не выстроен любовный роман.

Продолжение (про любовный треугольник) - https://lev-semerkin.livejournal.com/845574.html .
Tags: МХТ, Платонов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments