Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Возвращение алебарды.

.
«ГАМЛЕТ», Б.Морозов, ТЕАТР АРМИИ, Москва, 2006г. (3)

Борис Морозов поставил перед собой очень благородную и многообещающую задачу – «Гамлет» на музыку Шостаковича (к 100-летнему юбилею).
Музыка главенствует и определяет стиль и масштаб постановки.
К тому же в распоряжении режиссера была сцена театра Армии, соразмерная величественной музыке . Художник (М.Курилко-Рюмин) прекрасно освоил пространство, многометровая кирпичная крепостная стена впечатляет, сценическая механика поднимается, опускается, крутится. Режиссеру осталось только расставить актеров … и придумать соразмерную музыке и декорации манеру игры.
А вот этого и не получилось. Крики, слезы, воздевание рук.
Было даже «стояние с алебардой».

На моей памяти последний раз «стояние с алебардой» происходило на московской драматической сцене в спектакле МХАТ «Мария Стюарт». Постановка 1957 года шла до середины 80-х и у нескольких поколений алебардистов из школы-студии обросла анекдотами. Но в том спектакле несмотря на всю архаику сохранялась величественная роль Ангелины Степановой – Елизаветы, ради живого реликта прошлой эпохи можно было и зрителям алебардистов потерпеть, и самим алебардистам потерпеть (алебарды наверное тяжелые :).
Увы, Морозову не удалось реанимировать имперскую манеру игры 50-х годов, режиссура растворилась почти без осадка в огромной декорации среди трех десятков действующих лиц.

Главным персонажам (Гамлету, Лаэрту, Гертруде, Офелии) не повезло больше всего, режиссер ничего для них не придумал, а сами актеры Афанасьев, Егоров, Богданова и Морозова не обладают опытом и калибром, чтобы сыграть шекспировские роли.
Получились Полоний и Могильщик (Михайлушкин и Комиссаров – актеры опытные, смогли и без режиссера). Интересно решены две небольшие роли – Горацио (Сазонов) и Озрик (Орловский). Озрика я вообще впервые в «Гамлете» увидел, а Горацио, за неимением Гамлета, вышел на первый план и сыграл финал, второстепенный персонаж придал спектаклю жизнь, хотя бы в нескольких эпизодах. Вот в этой роли был виден контакт режиссера и актера.

Две финальные сцены сильно выделяются в лучшую сторону как раз присутствием режиссуры. Поединок поставлен как немая сцена, музыка намеренно включена так громко, что заглушает реплики. Вот если бы так было почаще. Музыки в спектакле много, но могло быть еще больше (использован даже не весь материал, написанный Шостаковичем к фильму Козинцева). Стоило еще дальше и смелее уходить от традиционного драматического спектакля к музыкальному. Тогда могло состояться театральное открытие, возникло бы новое качество. А так – победила рутина, как раз то о чем писал Шостакович (цитата приведена в программке):
Шекспир абсолютно не терпит банальности. Ему чужды мелкотравчатые эмоции. Когда говорят о масштабности Шекспира надо иметь в виду внутреннюю мастшабность и широту дыхания.
На внешне масштабной, царской сцене театра Армии «царили» как раз банальность и мелкотравчатые эмоции.
Tags: Гамлет, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…