Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

ТЕАТР ТЕНЕЙ МИРОВОЙ ДУШИ.

ТЕАТР "ОКОЛО ДОМА СТАНИСЛАВСКОГО" п/р Юрия Погребничко, Москва.

На самом деле спектакли театра "Около" разыгрываются в ином, "тонком" мире, смещенном на некоторое расстояние в четвертое измерение, то есть расположенном ОКОЛО "грубого" (реального, трехмерного) мира. Зрители с помощью обычных грубых органов чувств (зрения и слуха) видят только нечеткие проекции спектакля, размытые следы, тени персонажей, слышат только отглоски и слабое эхо.

На самом деле там - "в тонком мире" - разыгрывается все время один спектакль ("Спектакль" с большой буквы), ведь в тонком мире нет четких границ между валторнистом с лестничной клетки и Вершининым, между пьесой "Чайка" и пьесой "Вишневый сад", между Вампиловым и Чеховым, Достоевским и Володиным, между молитвой и клоунадой. В тонком мире обитает Общая Мировая Душа из пьесы Треплева

"Тела живых существ исчезли, а души слились в одну. Общая мировая душа - это я. Во мне душа и Шекспира, и Чехова и последнего пуделя. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню всё и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь. Я одинока. Каждый вечер в 19-00 я открываю уста, чтобы говорить и мой голос звучит уныло. И вы, бледные огни в пять рядов, не слышите меня. Каждый вечер вас рождает гнилое болото, и вы блуждаете до зари, но без мысли, без воли, без трепетания жизни. Боясь, чтобы в вас не возникла жизнь, отец вечной матери дьявол каждое мгновение производит в вас обмен атомов и вы меняетесь непрерывно. Во вселенной остается постоянным и неизменным лишь дух.
Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю где я и что меня ждет. От меня не скрыто лишь то, что в борьбе с дьяволом, началом материальных сил, мне суждено победить и после того материя и дух сольются в гармонии прекрасной".


В разные дни мы ("бледные огни" - постоянные зрители театра ОКОЛО) видим на афише театра разные названия спектаклей, а на сцене - разные проекции (фрагменты) Спектакля Мировой Души - сегодня "Гамлет", завтра "Портрет мадонны", а иногда в проекцию попадает несколько спектаклей сразу (как в "Странниках и гусарах" или "Молитве клоунов"). Тонкий мир нельзя увидеть/услышать, но постоянные зрители ОКОЛО отличаются тем, что могут его почувствовать. Почувствовать его печаль (особую русскую тоску), его отстраненность (рождающую парадоксальную клоунаду), его неяркий свет (надежду на достижение "гармонии прекрасной").

Постановку спектакля в театре ОКОЛО можно сравнить с попыткой сфотографировать призрак. Тогда прокат (воспроизведение) спектакля, включенного в репертуар, это отпечаток фотоснимка с пленки (или из памяти цифровой фотокамеры) на бумагу. Большинство спектаклей сохраняются в репертуаре много лет и отпечатков делается больше сотни, каждый немного отличается от других - чуть более контрастный, чуть более яркий, но такой четкости, как в других театрах, не достигается никогда, потому что фотографии призраков всегда получаются размытые.

Таким образом персонажи в театре ОКОЛО это тени (фантомы, призраки), тела, на которые душа смотрит откуда-то из иного, тонкого мира (критик Соколянский назвал это "смотрит сверху"). Точно опознать такой персонаж невозможно - то ли Сарафанов, то ли Вершинин, иногда признаки двоятся, как в спектаклях "Гамлет" или "Вишневый сад", и возникает несколько Гамлетов, несколько Раневских.

То же самое можно сказать и о вещах (одежде, реквизите) в ОКОЛО. Ведь старые (потертые или ржавые) вещи - телогрейки, шинели, рельсы, лифт и подшивка журнала Театр за 197.. год - тоже превращаются в фантомы. Они могут перетекать друг в друга (длинные белые платья начала прошлого века - в оранжевые робы железнодорожных рабочих). Постепенно изнашиваясь, они накапливают содержание и переходят (смещаются) в иной мир, в мир ОКОЛО, оставляя в реальном мире только нечеткий, полустертый след. Кстати то же можно сказать и о режиссерах ОКОЛО Погребничко и Левинском, со временем их телесная плоть истончилась и они производят впечатление бесплотных теней, легких белесых призраков, проницаемых насквозь.

Быть может со временем таким же прозрачным станут и их спектакли, именно этого (простоты и прозрачности) они добиваются от актеров - ничего особенного (кроме пожалуй водки "Особая" и колбасы "Особая", на родине Около почему-то любили давать простым продуктам такие странные названия :-). "Я весь прозрачный, как оконное стекло, и неприметный, как льняное полотно". В.Высоцкий. Когда граница между тонким и грубым миром исчезнет (станет прозрачной, как оконное стекло), "материя и дух сольются в гармонии прекрасной".
Tags: ОКОЛО, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments