Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

*
«БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А.Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г. (8)

Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту, встречи со Сталиным, групповая фотосессия по окончании переговоров. А потом на сцену поочередно выходят Черчилль (Валерий Афанасьев), Рузвельт (Владимир Носик) и Сталин (Василий Бочкарев).
Они о чем-то говорят со своими помощниками, встречаются попарно и втроем, ведут переговоры. В текст можно особо не вслушиваться, темы лишь намечены, обозначены, не более того. Польша, Германия, расчленение, репарации, Балканы, опять Польша.

Театр демонстрирует нам Большую тройку, это главное, а остальное – фон, декорация, статисты в военной форме, текст-заполнитель. Кроме трех исторических персон в спектакле ничего существенного нет (почти ничего, почти до самого конца).

Актеры, все трое, играют очень хорошо. Они сделали большие роли не прибегая к портретному гриму. Это не музей восковых фигур, не скульптура, это актерское искусство, это персоны, сделано из другого «воска» - из психофизики.
Поначалу глаз фиксирует несходство внешности (ведь документальные кадры мы только что видели), но об этом быстро забываешь – это Рузвельт, это Черчилль, это Сталин.
Воссоздана и харизма, величина и человеческие качества, индивидуальность, характер. Не статичные памятники, живые люди.

Короля играет окружение и три помощника тоже помогают создать образ Большой тройки, работают на общую цель, но их роль сугубо вспомогательная (почти до самого конца), они играют роль пассивной стенки.
Только для Сталина с помощником автор придумал небольшой сюжет, чтобы раскрыть характер жестокого вождя, его систему приоритетов и ценностей (Сталин дает своему помощнику мастер-класс большой политики, где нет места человечности).

И вот так в созерцании трех больших персон проходит два часа (спектакль без антракта). А потом, когда уже привык, расслабился и ничего не ждешь, режиссер наносит два смысловых удара, два коротких эпизода, два монтажных стыка, на которых возникает эффект Кулешова. И это режиссура «99-й левел».

Эффект Кулешова — при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.
При монтаже в театре – от сопоставления двух сцен, поставленных друг за другом.


Эффект №1

По окончании переговоров запланирован праздничный обед. Перед этим снова опускается экран и возникают документальные кадры – солдаты, переправа через непролазную грязь, через брод по пояс в воде (кадры известные, уже использованы в кино Тарковским, Кончаловским).
Когда экран-занавес поднимается, в центре сцены стоит стол (яства, напитки, цветы), но проекция еще не закончилась и какое-то время праздничный стол оказывается на фоне идущих по полю солдат. В этом монтажном стыке весь гигантский масштаб войны. Не стоит ограничиваться простым противопоставлением (пока миллионы грязь сапогами месят, эти трое дегустируют крымское шампанское). Надо не сталкивать, а сочетать, попытаться вместить в сознание оба полюса, как равноценные и тогда между ними возникает смысловой пробой и ток высокого напряжения.

Эффект №2

Во второй режиссерской сцене использованы те самые три помощника (долго ждали своего часа и наконец выстрелили).
По окончании праздничного обеда Большая тройка уходит со сцены, в первый раз помощники остаются на сцене одни и тогда становится понятно, что они образуют свою тройку, малую.
По инерции ждешь какого-то текста, заполнителя. Но текста нет. Это немая сцена. Они садятся за стол, закуривают, пауза. И вот в эту паузу, в монтажный стык между большой тройкой и малой тройкой входит смысл. Эти трое, люди молодые, следующее поколение, после ухода больших персон они остаются жить в новом пост-ялтинском мире, только что на их (и наших) глазах учрежденном.
И все мы, следующие поколения, русские, американцы и англичане, а также народы на конференции не представленные, по настоящий день живем в после-военном мире, который сконструирован Большой тройкой так, что после второй мировой войны третья не началась.

В этой немой сцене спектакль заглядывает в будущее (недалекое и далекое). А потом возвращается обратно в 1945-й год. Май, Победа, салют, июнь, парад Победы, салют.
Tags: Музыка Александрова, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments