Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Кто здесь режиссер?

.
«МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10)

Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на театр, и наконец достиг в статусе приглашенного той же концентрации, что была в лучших работах его Лаборатории. Всё тут, театр в театре, о театре, для людей театра (и для примкнувших к ним постоянных зрителей).
Предыдущая постановка «Все тут» замкнута «в нашем городке», не только в театре, а в «Репетиции» городок сузился до размеров сцены городского театра.

Опера опер – «Дон Жуан» Моцарта идеальный материал для спектакля о театре. Веселая драма с трагическим (для главного героя) финалом. Опера сочетает в себе самые противоположные начала – мужское и женское начало, господа и слуги, морализаторство и либертенство, легкомыслие и философский подтекст, предельное жизнелюбие и ужас смертного часа.
Весь мир – театр. Театр – весь мир. Всё тут.

Роберт Карсен уже рассматривал «Дон Жуана» в таком качестве и ставил спектакль о театре (https://lev-semerkin.livejournal.com/480963.html). Но еще лучше другого «Дон Жуана» вспомнить - постановку поминаемого здесь Дмитрия Чернякова (https://lev-semerkin.livejournal.com/343788.html). Тема последнего танго Дон Жуана перешла с оперной сцены на драматическую. Пальто Марлона Брандо примерил на себя Евгений Цыганов.

Я здесь режиссёр!

Первой действие спектакля весёлое (в точном соответствии с указанием автора - «dramma giocosa»).
Давно я так не веселился в театре!
Отвязная пародия на театр, на самый главный театр 20-го века - театр режиссерский, где из всех священных чудовищ самое священное и самое чудовищное - режиссер.
Пародия на Режиссера с Большой Буквы (театральный диктатор, демиург, глыба, матерый человечище, Товстоногов-театральный Сталин, перед которым ходят на цыпочках, Крестный Отец театральной мафии нестареющий мачо Марлон Брандо).

Режиссер прилетел на один день чтобы выпустить «Дон Жуана» в театре, где он когда-то начинал (и где его помнят). Проездом из одной европейской столицы в другую. Поминутно отвлекаясь на звонки смартфона.

Репетиция генеральная, потому что репетирует генерал (маршал, генералиссимус).
Евгений Цыганов солирует. Лицо не его, собственное скрыто под маской, но у актера еще много выразительных средств, не только мимика. Не играет лицом – играет осанкой, голосом. Как держится, как двигается, как костюм носит, как пританцовывает, как говорит хрипло (и немного поет, тем же хриплым голосом).

Для полного успеха у премьера должен быть партнер, играющий вторым номером, актер-стенка. У Дон Жуана есть Лепорелло, у Режиссера – директор театра (Тагир Рахимов). Замечательный пластический рисунок, осанка «наготове» с наклоном вперед, во всем противоположный вальяжному мэтру.

Для полного успеха и окружение должно сыграть Короля.
Люди театра – ассистенты, монтировщики, реквизиторы и даже охранник. И, разумеется, актеры – тюбики с краской для режиссерской палитры, которых он выдавливает (а потом, если не понравились, отстреливает, эффектно забрызгивая декорацию красной краской). По ходу репетиции первых сцен оперы перед нами разворачивается изнанка творческого процесса, хаос и сумбур. Но все-таки театральный хор собирается как пчелиный рой и взлетает (над всей этой суетой), одержимый музыкой Моцарта и волей Режиссера (кто не может петь Моцарта, запевает что-то эстрадное про мой дельтаплан).

Надо сказать, что на все первое действие веселья не хватает, постепенно прием перестает удивлять (как будет решен дуэт «Ручку, Церлина, дай мне», можно было догадаться минут за пять до). Это видимо и режиссер почувствовал (и режиссер за сценой и Режиссер на сцене), почувствовал, что хватит и ... обрушил люстру.

Уже второй люстропад в московских премьерах этого сезона после бутусовского «Сына». Такие эффектные приемы - штука заразная, не удивлюсь, если люстропад продолжится на других московских, а потом и немосковских сценах.

Люстра ударилась о декорацию, декорация тоже обрушилась. Тут можно было догадаться, что чистое веселье «giocosa» закончилось и во второй части будет “drama” другого сорта.
А пока Режиссер попросил нас очистить зал двусмысленной фразой «надо убираться».

Не я здесь режиссёр...

Во второй части тема театра переводится в драматический регистр и два персонажа-тюбика раскрываются уже не в пародийном ключе - художник и актер.
Художник (Михаил Крылов) – раб режиссера, сносит все капризы и оскорбления, потому что влюблен в театр фанатично.
Актер (Александр Моровов), старый актер, как бывшая жена, давно брошенная. Маска "бывшего советского интеллигента" (избирателя яблока) и неожиданный для утрированной "райкинской" маски драматический монолог. Он пробивает не только зрителей, но и Режиссера, вытаскивает его на сцену и следует символическое театральное танго - ведущий и ведомый, мужское и женское начало, режиссер и актер.

От веселого до серьезного, от нелепого до трагического один шаг. На этом стыке и работает Режиссер. И сам становится персонажем спектакля, который ставит некто повыше.

Цыганов переключает регистр не меняя маску. Из актера, что называется, поперла харизма. В прошлом сезоне получил роль-подарок от Погребничко («Пинтер для всех»), в этом от Крымова. Режиссеры ловят момент и ставят на него, ставят. Зрителям тоже надо ловить момент и ходить на него, ходить.
Пальто Марлона Брандо оказалось вполне по плечу. Весомая заявка на статус нашего московского Марлона (в СПб есть один такой Марлон – Козловский, а в Москве кто? Максим Суханов сошел с дистанции, Миркурбанов претендует, кто еще?).

Оказывается фраза «надо убраться» имеет и третий смысл, который Режиссер поначалу не закладывал (работникам театра надо убраться на сцене после обрушения декорации, зрителям надо убраться из зала, потому что антракт, а ему самому надо убраться отсюда с этого света, как Дон Жуану). Поначалу он и не догадывается, что ставит Дон Жуана про себя и сам является тюбиком в чьих то руках. Он качает права, кричит - я здесь режиссер! Кто выпустил Командора раньше времени? Еще 10 минут, ставьте столы! Но эти минуты сочтены не нами…

И хоронят не убитого Дон Жуаном Командора, а забытого Режиссером учителя, который всё писал ему письма с разборами спектаклей и не получал ответа.
И проваливается в преисподнюю не Дон Жуан, а Режиссер.

Великий Режиссер уже слишком велик, земля уже с трудом носит эту глыбу, сцена старого театра не выдерживает такую тяжесть и проваливается под ним.

И возносится к колосникам одинокий голос человека огонек смартфона, экран вспыхивает, его номер продолжают набирать.
Tags: Крымов, театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…