Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Первый Гамлет

.
Продолжение отклика на «Гамлета» женовачей.

Первый Гамлет (Эдуард Миллер) - хозяин этого пространства, скорлупы ореха, он всю сцену собой заполняет. Играет во все стороны, и в темный угол слева (диалог с тенью отца это диалог с собственной тенью), и в темный угол справа, на авансцене выходит и в зрительный зал, и на стол забирается и на стену.
Бурный поток сознания - широкий, быстрый и многообразный. Сносит крышу. Мгновенные переключения от классического текста пьесы к пересказу своими словами, к вольным импровизациям на тему и просто к отсебятинам. В глазах то злой блеск, то слезы. Начинает фразу в одной манере, а закончить может в другой. Очень быстрая смена интонации - пафос, ирония, исповедь. Ерничество и тут же моменты истины - выходы к залу и тон уже совершенно серьезный и прямой, когда не до шуток, не до виляний. Широченный диапазон состояний психики (и актерский диапазон соответствует).

Гамлет разыгрывает для себя пьесу Шекспира (повторяет, вспоминает, хочет переиграть).
Очнувшись от сна он первым делом берет в руки букет Офелии («Вот розмарин, а вот анютины глазки») - в начале пьесы Офелия еще жива, а цветы уже давно завяли и высохли. Притронешься – рассыпаются. Квинтэссенция праха, что может быть нагляднее. Мертвые цветы как лейтмотив проведены через всё действие, чтобы в итоге оказаться там, где им и положено быть – на могиле Офелии. После спектакля в голове играли Rolling Stones, не только Paint it black, но и Dead flowers.

Гамлет показан изнутри - остальные снаружи. Они другие, более цельные, определенные – вальяжный Клавдий, нервный Полоний.

Однако по ходу действия все остальные, один за одним, становятся все больше похожи на Гамлета (и так же лица выбелены и в таких же черных шапочках), то ли разные личины Гамлета, персонажи пьесы, которую он разыгрывает в собственной голове сам для себя, сам с собой. А может все проще – Гамлет во всех и в каждом.

Про параллель между Гамлетом и Лаэртом уже много было сказано/показано в театре. Здесь эта линия не развита, но подразумевается (хотя бы в том, что Лаэрту переданы слова Гамлета про 40 тысяч братьев).

И гамлетизм Клавдия был сыгран в театре уже много раз. Здесь Клавдий (Александр Антипенко) поначалу полная противоположность Гамлету как экстраверт интроверту – роскошный, поставленный, бархатный голос, полная уверенность, самоуверенность власти, власть над залом и еще полная власть актера над текстом роли (импровизации совсем свежие, из новостей этого месяца, такого текста на премьере быть не могло).
И вот такой анти-Гамлет приходит к своему моменту истины и читает монолог в обнимку с Гамлетом, ему читает, не небесам. Они оказывается похожи. Клавдий тоже закрашивает всё черным (I wanna see it painted, painted, painted, painted black) буквально – берет в руки кисточку, баночку с краской и закрашивает пятно на кирпичной стене.

А вот третью параллель - Гамлет-Полоний - вижу в театре впервые.
В первой, застольной сцене Гамлет и Полоний сидят рядом и перепихиваются, будто школьники или студенты. Полоний (Глеб Ромашевский) похож на Гамлета гиперактивностью, гиперподвижностью психики (пародийная цветистость речей Полония оказывается очень хорошо легла на крайнюю степень неврастении). Трио Полоний, Гертруда, Клавдий одна из самых ударных сцен постановки. Полоний читает письмо Гамлета Офелии - солирует, фонтанирует, глаз не оторвать, но и на партнеров было очень интересно смотреть, они отыгрывали, реагировали (причем, противоположным образом, Клавдий свысока и с досадой, а Гертруда по-женски заинтересовано, у Анны Андреевой в этой роли есть такие точные твердые нотки, королевские, напоминает очень молодую Аллу Демидову). Был в этой сцене и четвертый участник, Гамлет все время на заднем плане маячит, ходит взад-вперед по столу, как тигр в клетке.
Та психическая энергия, что у Гамлета ушла внутрь, в глубину, у Полония выходит наружу, на пустые хлопоты царедворства. А кончается история отношений двух приятелей тем, что Гамлет выпускает Полонию кишки (обрывки того самого письма), Розенкранца и Гильденстерна в спектакле нет, но тема предательства-шпионства сыграна.
Постойте, как они могут быть приятелями, когда у Полония уже взрослые дети. Да, но и Гамлет здесь немолод, если внимательно приглядеться. Вот кстати вечный театральный спор о возрасте Гамлета в постановке решен очень эффектно. Противоречие снято – у него сразу два возраста, в спектакле два Гамлета, Гамлет взрослый и Гамлет ребенок. Гамлет гиперактивный и его тихий внутренний голос.

Продолжение (про Гамлета №2) следует…
Tags: Гамлет, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments