Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Содержательный вечер

.
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ», Л.Додин, МДТ-ТЕ, СПб, 2020г. (7)

«И содержательного вам вечера» – так заканчивается объявление перед началом спектаклей в МДТ.
Вечер действительно оказался содержательный.
Но не волнующий.

Постановка выстроена от Алеши - его выход в мир в начале спектакля и возвращение обратно в финале представляют собой сюжетные скобки, раму театральной картины. «Что он там увидел» и составляет собственно картину, то есть содержание инсценировки и постановки Додина. Очень сильная, театральная, конструктивная идея сразу задает и структуру сюжета и главную тему. Но при таком подходе спектакль оказывается сильно зависим от исполнителя роли Алеши. Ему не обязательно солировать, много говорить, достаточно просто слушать и при том обладать характером, ядром (и монашеским, религиозным и карамазовским), тихая харизма тоже может притягивать взгляд. Здесь Алеша (Евгений Санников) нейтрален и бесцветен, к тому же из инсценировки полностью исключено религиозное начало, а это ядро, стержень Алеши. Вот и получается, что он не из монастыря идет в мир, а будто из-за границы приезжает, как Чацкий (при этом Чацкий молчаливый, своего мнения не высказывает). В пьесе Додина нет также легенды о Великом Инквизиторе составляющей религиозно-философский фундамент романа. Нет фундамента, нет и камня (то есть финальной речи у камня, линия мальчиков также исключена полностью).
По результату «что он там увидел» можно описать словами Шендеровича – «сходил в народ, теперь отмываюсь». Легкое музыкальное сопровождение ("Раскинулось море широко" в разных вариантах и сниженной, пошлой обработке) направляет мысли в сторону водевиля. Дьяволова, но водевиля и "обнимитесь, миллионы" из шиллеровской-бетховенской «Оды к радости» звучит саркастической издевкой, "все люди - братья... Карамазовы", гады "обнявшись" пожирают друг друга. Режиссер начав с Алеши постепенно заражается нигилистической установкой Ивана, видит происходящее его злыми глазами.

Инсценировка сосредоточена на отношениях внутри многоугольника действующих лиц (отец, сыновья и две женщины Карамазовых - Катерина Ивановна и Грушенька) и почти не выходит за пределы взаимных чувств и отношений. От такого упрощения пострадали и другие персонажи, не только Алеша. У Ивана (Станислав Никольский) нет «коллекции» и отношений с чертом, у Федора Павловича (Игорь Иванов) нет визита к Зосиме, обоим актерам негде развернуться. Олег Рязанцев в роли Смердякова вроде бы начинает разворачиваться ближе к финалу, и внешность такая, какая надо, и верит в то, что говорит, кажется еще чуть-чуть и зрители согласятся со Смердяковым, но и его монолог сильно обрезан. В результате развернулся только Игорь Черневич в роли брата Дмитрия (большая роль в большом спектакле - актер уже вышел в лидеры труппы МДТ, «Карамазовы» это закрепили).

О женской линии стоит сказать отдельно. Ничего не мог с собой поделать, мне очень хотелось видеть в роли Грушеньки Ксению Раппопорт и тогда соперничество двух звезд МДТ, Раппопорт и Боярской, могло бы составить от отдельный спектакль-в-спектакле, его можно было бы срежиссировать, направить энергию знаменитых актрис в содержательную сторону так, чтобы начало по-достоевски искрить, искры могли бы воспламенить остальных актеров и поджечь всю конструкцию большого спектакля.

Ровная выхолощенная разговорная инсценировка и такое же ровное нейтральное исполнение. Сидят и говорят – многие сцены напомнили «Брат Иван Федорович» Женовача, спектакль монохромный, однотонный, минималистический и еще более разговорный, но там как раз религиозный фундамент был сохранен и выражен в сценографии, которая превращала суд в Суд с большой буквы.
Здесь сценография того же Александра Боровского более изощренная, театральная, играющая. Но при этом появляется ощущение, что лучшим, идеальным исполнителем партитуры Додина был прожектор, который ездил над сценой по кругу, как исследовательский прибор (а в конце первой части просканировав сцену поворачивал луч в зрительный зал).
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments