Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Маски-шоу

*
«КАМОН, РЕБЯТА …», А.Коручеков, ГИТИС, Мастерская Женовача, 2020г. (8)

У спектакля подзаголовок "маски-вербатим" и он включен в программу фестиваля документального театра BRUSFEST.
Вербатим – документ устный, слепок живой речи.
Лексический автопортрет поколения в сжатом виде заключен в полном названии представления – «Камон, ребята, это моя жизнь, или Монстры п****т роботов». В одном предложении - весь современный речевой диапазон, от английского языка до русского матерного. Какова наша жизнь, таков и наш язык.
Но все-таки не вербатим тут главное, первое слово «маски» важнее второго.

Маски – тема 2020-го года, который поставил само существование театра под вопрос, тут и сам бог велел театру ответить на эту угрозу, отыграть тему масок по своему, по театральному.
Итак, поскольку все зрители в масках, пусть и все актеры тоже будут в масках, но не в медицинских, а в театральных.
Маски – самое сильное впечатление от спектакля. Не столько даже сами маски, как предметы, хотя и они очень интересны – все разные, черные, белые, красные, птичьи, обезьяньи, и все сделаны своими руками, каждый участник спектакля сделал маску для себя. Особенно впечатляет игра в масках, игра из-под масок. Наводит на размышления о природе актерской выразительности. Когда отключено, закрыто, спрятано самое главное выразительное средство – лицо, мимика, сильнее проявляются все остальные – голос и манера речи, жесты рук, осанка, а главное глаза. Из-под маски глаза не просто светятся, а горят, огнем сверкают (в первом вербатим эпизоде «Ева» глаза Евгения Закирова). Выразительность актера не уменьшается, а многократно возрастает, высвобождается, как будто лицо это тормоз. Лицо выдает, мешает, сковывает. Оно слишком свое и это мешает и сыграть себя и мешает сыграть другого. А из-под маски можно сыграть и актеров и режиссеров, самих себя и друг друга. И мальчики могут сыграть девочек, а девочки мальчиков. На финальных поклонах, когда студенты снимают маски, зрителя ждет несколько открытий, оказываются под масками были совсем другие лица, ну просто ничего общего.

Связь между масками и вербатимом очень нетривиальная. Тут ведь и вербатим не совсем обычный, неканонический. Авто-вербатим - студенты брали интервью друг у друга и записывали свою речь (а не речь людей с улицы, как полагается по правилам). Маски помогли это материал отстранить и сконцентрировать - создать образ за несколько минут сценического времени. И это получилось у всех - галерея образов-масок от самой веселой, черной маски любителя «тупых фильмов» (Егор Трухин) до самой грустной, белой, депрессивной (Анна Андреева).



Начинает спектакль студент (Георгий Зигаленко) в черной «обезьянней» маске Арлекина (такая была в «Слуге двух господ» Стрелера). Гиперактивный Арлекин-ведущий, Арлекин-режиссер, Арлекин-обезьяна.
Обезьяна - пародия на человека. И мы знаем этого человека – это мастер курса (очень узнаваемо – повороты, жесты, манера речи, интонация - браво!). Самое простое, самое первое, элементарное – актер начинается с копирования, обезьянничает, актер - кривое «зеркало, которое театр держит перед природой, чтобы … (и дальше по Шекспиру).

Он же рассказывает последний вербатим-эпизод («Теленок») и собирает разрозненных вербатим-персонажей вместе. Собирает в одном месте – в театре, в театральной гримерной. Театр держит зеркало перед самим собой, вербатим обращен на себя. Маски смотрят в зеркало гримировального столика, мигают лампочки, зеркало задает вопросы, они отвечают, а потом сами спрашивают у зеркала – ты кто?
А завершается спектакль очень важным жестом, направленным из себя вовне – веточкой, которую мальчик протянул теленку, которую актер протянул зеркалу. И тут кончается и «вербатим» и «маски», смысл этого движения не обьяснить словами, он понятен интуитивно. В театре его можно показать и этого достаточно.

Еще раз вернусь к названию спектакля, в первом слове «Камон» заключен еще один очень важный для меня смысл - "show must go on", жизнь продолжается, театр воспроизводит себя. Я видел дипломные спектакли Мастерской Женовача набора 2001 года («Мальчики», …), набора 2005 года («Бесы», …), набора 2009 года («Liebe Schiller»), набора 2013 года («Сто лет одиночества», …) и вот уже пятое поколение, набор 2017 года выходит к публике.

В финале, когда все участники спектакля собираются вместе, это еще не организованная шеренга мальчиков, это стая масок, которая с интересом, но еще не по-человечески, а как-то по-птичьи вглядывается в собственное отражение в зеркале, они словно пытаются заглянуть в зазеркалье, увидеть «обратную сторону Луны» и вступить с ней в контакт (музыка “Dark Side Of The Moon” Pink Floyd, которая в этот момент звучит, это же не про астрономию, это про психологию).

В самом знаменитом спектакле Мастерской – «Мальчики» - была грандиозная финальная мизансцена. Последнее движение спектакля, когда стая превратилась в шеренгу, плечом к плечу и делает последний шаг - все вместе к рампе и через рампу к публике, из института в театр, в мир.

А в этом «Камоне» зафиксирован другой момент этого же движения, предшествующий, момент первого шага в неведомое, когда одна нога еще в дотеатральном прошлом (там «весь этот вербатим» - юношеские комплексы, влюбленности, дружбы, и фильмы про монстров, и мечты об Эвересте). Но другая нога уже твердо стоит в профессии и уже можно заглянуть в себя, поглядеть на себя со стороны. И не просто поглядеть, но и другим показать, то есть сыграть.
Tags: ГИТИС, Мастерская Женовача, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments