Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Село Степанчиково-2

*
«РАЗБИТЫЙ КУВШИН», Т.Кулябин, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2020г. (6)

Два премьеры Театра Наций встали рядом и обнаружилось, что у них сходная завязка – приезд в провинцию человека из другого, столичного, передового мира. И дальше все построено на контрасте свежего, рационального, «правильного» взгляда и трясины местных нравов. В финале гость озадачен, попытка открыть всем глаза не удалась, он получает важный урок и его вера в прогресс оказывается поколеблена.

Тимофей Кулябин - европейский режиссер и идет самым шаблонным средневеропейским путем, то есть переносит действие в современность. Только современность вышла в данном случае размытой, судя по карте распадающегося Евросоюза на занавесе, это даже не настоящее, а будущее, но при этом на столе стоит телефонный аппарат и трубка на витом проводе.
Показана не только «Европа разных скоростей», но уже Европа разных направлений.

Если в Брюсселе далеко продвинулись по пути от человека к пост-человеку …
Ингеборга Дапкунайте блестяще (другого слова не подберу, это самое точное, характеризует и форму и содержание) играет человека завтрашнего дня – получеловек-полукомпьютер с неопределенным полом, неопределенным возрастом и размытой национальной принадлежностью.

…, то провинция погружается все глубже в архаику. И вот уже вполне актуальной оказывается пьеса в стихах, написанная в 1805 году (если судить по временной шкале русской литературы – между «Недорослем» Фонвизина и «Горем от ума» Грибоедова).
Виталий Коваленко играет человека-с-молотком, человека власти в самом натуральном, простом, телесном, практическом смысле - вечного Городничего, наводящего страх, с грешками и страхом перед вышестоящими. До поры до времени он выглядит солидно, грешки прикрыты париком, но в какой то момент зарывается, теряет парик и тут открывается лысина и на ней «портрет Дориана Грея».

На эмоциональном плане спектакль воспринимается значительно лучше, чем «Страсти по Фоме». Заполненность зала была такой же (половина партера, четверть бельэтажа, про балкон точно не скажу, полагаю там было еще меньше). Но вот пустоты на сцене совсем не ощущалось. Единая команда с двумя лидерами-антиподами (пост-человек и человек-слишком-человек) и актрисой на выход (замечательная Анна Галинова в роли соседки).

На содержательном плане - простой анекдот, который рассказывают пожалуй даже слишком долго (все уже давно поняли, кто же разбил кувшин, а они все подводят и подводят, намекают и намекают).
Но с неожиданным финалом, который режиссер добавил от себя. С помощью инспектора из Брюсселя преступника удалось вывести на чистую воду (в ходе судебного разбирательства выяснилось, что преступником оказался судья). Казалось бы европейский порядок восторжествовал, но местное население сразу накинулось на разоблаченного и принялось его линчевать и в итоге инспектору пришлось покрывать самосуд. Комедия фон Клейста заканчивается хэппи-эндом, а спектакль Кулябина вводит (и инспектора-европейца и европейца-зрителя) в глубокий пессимизм относительно перспектив прогресса. Инспектор-компьютер завис. Появление на опустевшей сцене петуха выглядит как капитуляция пост-человека перед природой, прогресса перед вечностью, капитуляцией рационального перед трансцендентым (петух это видимо цитата из «Ревизора» Херманиса, которая непрямо и очень эффектно провела ссылку от Клейста к Гоголю).
Tags: ТЕАТР НАЦИЙ, театр
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Константин Крылов (1967-2020)

    * Сердцем любой культуры является её понимание «главной положительной эмоции». Для «гедонистических» культур «главный положительной эмоцией»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Константин Крылов (1967-2020)

    * Сердцем любой культуры является её понимание «главной положительной эмоции». Для «гедонистических» культур «главный положительной эмоцией»…