Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Трясина

*
«СТРАСТИ ПО ФОМЕ», Е.Марчелли, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2020г. (5)

Что-то не срослось. Или в самом спектакле или у меня со спектаклем, но это редкий для постановок Марчелли случай, когда я некоторых ходов совершенно не понимаю. А те, что понимаю, никак не складываются в цельную режиссерскую партитуру. К таким режиссерам как Марчелли у меня есть презумпция цельности, я знаю, что случайных приемов в его спектакле быть не может, все уложено вместе - или на рациональном, или на эмоциональном, а чаще на парадоскальном уровне. То ли ему не удалось здесь воплотить свой замысел внятно, то ли мне не удалось его разглядеть.

Из того, что совсем не понял – название. Я не увидел на сцене никаких «Страстей по Фоме» (ни в прямом ни в переносном смысле). Я увидел именно село Степанчиково, как в названии повести Достевского - село, затерявшееся в бескрайних просторах русской равнины. Главный элемент сценографии первого дейстивия – пейзаж, большая картина в раме. Хоть сто километров скачи ни до какой границы не доскачешь, а так и будет вокруг это унылое сумереченое пустое пространство, поля, перелески, низкие темные, облака, проселочная дорога, лента реки. Сплошное бесконечное «село Степанчиково и окрестности» от горизонта до горизонта.
И эта пустота как трясина поглощает живущин на этой равнине людей. И уже не люди живут там, а призраки, монстры – под картиной длинный стол и за ним обитатели села - «семейка Адамс» семейка Ростаневых.

Глава семьи еще наполовину живой, он еще человек, он так радушно принимает племянника, приехавшего из столиц. Он дергается, но уже одной ногой увяз в трясине. А потом и обеими ногами. Полковник Ростанев (Владимир Майзингер) – лучшая роль в спектакле, единственная полностью удавшаяся актеру и с внятным режисерским посылом, поэтому именно этот персонаж становится главным. Актер очень убедительно показывает сочетание силы, широты души и слабости, уязвимости именно в силу этой широты. Большой человек подсажен на крючок ничтожным приживалой.

А вот его семья, обитатели села, «семейка монстров» получилась невыразительной. Генеральша (Ольга Пулина) совершенно никакая к тому же соседки по столу (Анастасия Светлова и Анна Галинова) забивают ее яркостью. Светлова играет своё (или режиссерское) вполне внятно, но отдельно от всех.

Что же касается героя заглавного, собственно Фомы, то у Авангарда Леонтьева вышло «ни два ни полтора». И не психологический портрет манипулятора, и не зловещая кукла в манере театрального гротеска (манера, которую этот актер освоил, пожалуй, как никто в нашем театре – вспомним его работы с Фокиным, «Нумер в гоститнице города N»). Может быть проблема как раз в том, что Опискин это на 100% роль Леонтьева, а прямые ходы в искусстве не ведут к цели. Прочитал в интервью актера, что у него это уже третья попытка сыграть Фому (одна была в МХТ по инициативе Табакова и уже вторая в Театре Наций по инициативе Миронова), возможно актер просто перегорел, переработал, легкость и ясность ушла, а режиссер не помог актеру сбросить наслоения предудщих версий.

«Достоевские» скандалы с битьем посуды и падающими подносами сыграны натужно, напряженная электризованная атмосфера не получилась совсем. Спектакль идет в полупустом из-за карантина зале, я ощущал эту пустоту на протяжении всего дейстивия, потому что она и на сцене продолжалась, все играли не вместе, а сами по себе, словно соблюдали дистанцию. И между эпизодами была художественная дистанция, зазоры пустоты.

Застолье первого действия совсем не реалистическая, а фантасмогорическая сцена. Во втором действии фантасмогория еще усиливается и мы оказываемся в замкнутом пространстве, в камере подсознания, красной комнате Линча. Прямоугольный пейзаж на окном сменяется на картину к овальной раме - зеркало подсознания (а там и эротические видения и парадные портреты).

Второй элемент, который я не понял совсем, это трубы органа из которых сделаны стены "камеры подсознания". В одной из статей было предположение, что это ссылка от Опискина к Тартюфу и католической церкви. Такие далекие ссылки мне представляются надуманными, да и не тот автор Достоевский, чтобы из него делать антиклерикальное высказывание, да и не тот режиссер Марчелли, чтобы делать настолько завуалированные ходы, он режиссер броских приемов.

В начале спектакля позитивный молодой человек, современный читатель погружается в странный мир Достоевского, в тьму прошлого, меняет шлепанцы и шорты на костюм позапрошлого XIX века. В финале он выныривает обратно на светлую сторону, уходит все в тех же шлепанцах, но не в том же состоянии, он (и зритель вместе с ним) приобретает новое знание, открывает сложность, оборотную, скрытую сторону природы человека.
А сам эта природа охарктеризована стихами про черный цвет, которые точно также закольцовывают конструкцию. Первый раз стихи звучат в качестве эпиграфа, а в конце повторяются словно подпись под портретом ФМ в овальной раме. Достоевский смотрит на все это со своей особенной угрюмой усмешкой.
Tags: Марчелли, ТЕАТР НАЦИЙ, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…