Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

От печки-2

*
Еще раз открыл театральный сезон, первый раз в августе в кинотеатре, теперь в театре.
Планировал начать "от печки", от школы, со спектакля Мастерской Женовача в ГИТИС, но его отменили и я начал от другой печки, от Островского. И не прогадал.

«ДИКАРКА», Ю.Иоффе, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, Москва, 2020г. (8)

Поначалу ничего не предвещало. Рутинная подробная постановка многонаселенной пьесы Островского, вводные сцены, необязательные персонажи - Сысой из Кукуя, Гаврило из Парижа. Раз автором написано, приходится все это играть, расцвечивать. Приемы предсказуемы - скучноватая, приземленная средняя линия.

А потом на сцене появились два актера, два главных и максимально удаленных от средней линии, полярных персонажа – самый цивилизованный и самая дикая. Между ними проскочила искра и тут пошла уж музыка не та. Оба актера поймали кураж, сделали вираж и спектакль взлетел в стратосферу и эта пара стала смотреть сверху и на быт и на общественную деятельность и на матримональные планы и интриги остальных персонажей. Евгений Парамонов и Анастасия Дьячук составляют замечательный актерский дуэт, при том что играют они совершенно по разному.

Анастасия Дьячук - Варя

Варя это стихийная девичья энергия. Всего одна резкая деталь – короткая стрижка и это сразу задает манеру поведения и пластику (раскованную), придает современное звучание (как будто в XIX век имплантировали подростка из века XXI-го, и это не разрушает пьесу, а только подчеркивает неординарность героини, самой главной в этой пьеса, заглавной - давшей пьесе название). И это сразу тянет за собой изменение рутинного режисссерского рисунка, появляются выразительные острые мизансцены – актриса то на рояль заберется, то на диван с ногами. И финал спектакля тоже сделан выразительной мизансценой с участием героини – тем, что она чуть медлит (остается одна, на пустой темной сцене, кружится в белой фате) прежде чем присоединиться к свадебному веселью. Словно прощается с юностью, с волей, с «дикостью» перед одомашниванием, последний миг полета перед приземлением.

Евгений Парамонов - Ашметьев

А вот Евгений Парамонов ведет свою роль совсем не стихийно, наоборот, его герой все время себя контролирует. Актер все время играет в зал, как будто рассказывает и обьясняет себя зрителям, как будто стоит перед зеркалом зрительного зала и себя там рассматривает. Его герой - русский европеец залетевший в провинциальный Кокуй, человек рафинированный, рефлексирующий и прием игры в зал это подчеркивает, через зал он ведет сложный и постоянный диалог с самим собой – диалог немного ироничный и много-печальный. Насколько сложен оказывается человек! Даже такой легкий прожигатель жизни. Как интересно за ним наблюдать! Как интересно наблюдать, как он наблюдает за самим собой! И совершенно не интересно его оценивать или осуждать. Тем более, что он достаточно наказан самим действием пьесы (и сам это понимает). На социальном плане всё с ним понятно - уходящий класс, тунеядец, но это слишком однозначный, "плоский" приговор, а личность обьемнее, она в другом измерении раскрывается.

Вслед за взлетом главных героев стали проявлятся и некоторые герои второго плана - чуть пародийный, постоянно озабоченный «несчастный отец дикарки» (Сергей Рубеко) и маленький помещик-бизнесмен с говорящей фамилией Мальков (Макар Запорожский) - вот какие интересные типы водятся в этом самом Кокуе!

Сюжетная завязка пьесы «Дикарка» повторяет в перевернутом виде завязку другой пьесы Островского и Соловьева – «Светит – да не греет». Там из Парижа приезжала (а в финале уезжала обратно) помещица Ренёва (которую Чехов потом превратит в Раневскую), здесь это делает помещик Ашметьев. Ренёва смущала молодого соседа, простого местного жителя, а Ашметьев кружит голову местной девушке-дикарке.
Ну а маленький бизнесмен Мальков окажется мальком хищной породы рыб и вырастет в чеховского Лопахина, нового хозяина жизни.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment