Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Русская тоска

*
«ПЛАТОНОВ», Л.Персеваль, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР, Гент, Бельгия, 2012г. (10)

Спектакль надо играть в России. Ему нужно большое полутемное пространство, в Москве в 2014 году был самый подходящий размер (гастроли проходили в театре им.Пушкина), в Генте сцена маленькая, нет дистанции – взгляд зрителей упирается в актеров, железная дорога упирается в боковые кулисы.
Зато в записи много крупных планов и можно разглядеть каждого из шеренги действующих лиц.
И лучше поставлен свет – в последних сценах при освещении сзади стоящие в шеренге отбрасывают длинные косые тени в зрительный зал. Это усиливает ощущение ирреальности, условности героев пьесы, словно это отряд зомби уставившись вперед воспаленными взглядами движется в зрительный зал и упирается в четвертую стену. Таким надвигающимися отрядом зомби видел окружающих дядя Ваня в спектале Туминаса.

Большинство героев так и простояли весь спектакль на авансцене. Двое (Осип и Софья Егоровна) появились позже - лежали на сцене, а потом ожили, встали и выдвинулись. Свободно перемещаются по пространству только сам Платонов (он даже пару раз в зрительный зал вываливается) и Грекова. Есть в них нечто живое, что выделяет эту пару из шеренги зомби. Но между собой их связывает только секс.

Каждый персонаж как будто разрезан пополам и корчится от боли прислоненный к прозрачной четвертой стене, как к лабораторному стеклу, чтобы зрители с той стороны видели внутренний мир. Этому соответствует и актерская техника, максимально открытая и экспрессивная. Обнаженная психика и неприукрашенная внешность – «русские» костюмы («эпохи московшвея»), сапоги на ногах, небритость у мужчин, остутствие макияжа у женщин. Язык тела у всех очень выразительный, как и язык костюмов – нелепые взгляды, жесты, позы.

Лацци с пиджаком

Платонов снимает пиджак, чтобы накинуть на плечи генеральше (это так по-русски), а под пиджаком у него рваная майка. А потом когда одевает этот пиджак, вдевает руку не в тот рукав, правильно одеть уже не может и запахивает пиджак через плечо, как тогу.

Две линии жизни

Геометрия спектакля очень выразительна – две прямые линии, одна вдоль четвертой стены, вторая по диагонали из ближнего левого в дальний правый угол.
По первой (горизонтальной) линии выстраивается шеренга персонажей, от самого молодого слева (диковатый, то и дело сплевывающий Осип – животное, еще не человек) до самого старого справа (дряхлый Трилецкий, выживающий из ума, уже не человек).
По второй (диагональной) линии проложены рельсы для «механического пианино». Образ давший название фильму Михалкова, здесь еще более важный – спектаклеобразующий. На самом деле это не пианино, а рояль и он не механический, за роялем играет музыкант, на рояле микрофон, музыкант постоянно издает звуки (звуки русской тоски). Механическая здесь платформа, она очень медленно и незаметно движется по рельсам и за время спектакля проходит весь жизненный отрезок - вот так и жизнь незаметно проходит. Так что эта «пьеса для механического пианино» как раз законченная.
Рельсы проложены по шпалам, а под шпалы подложены деревяшки - стопки книг и в каждой слова, слова, слова. Когда смотришь спектакль без перевода на совершено незнакомом языке слышишь всех героев ушами Платонова – раздражающее, бессмысленное словоговорение (ничего не делают, а только говорят, говорят, говорят), бессвязный набор звуков.
Время в это постановке, как и в бутусовком «Иванове», течет нелинейно, разворачивается в последний миг перед выстрелом.
Вот так перед мысленным взором Платонова прошла вся жизнь.

=======

два ЖЖ-отклика на спектакль (с обсуждением) из 2014 года:
https://lotta20.livejournal.com/260829.html
https://jeanix.livejournal.com/144100.html
Tags: Персеваль, театр
Subscribe

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments