Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Виртуальный тур (часть 11)

*
Виртуальный тур по театрам мира не мог обойтись без главной пьесы мирового театрального репертуара.

“ТРАГЕДИЯ О ГАМЛЕТЕ”, П.Брук, БУФФ-ДЮ-НОР, Париж, Франция, 2001г. (7)

“H.”, Я.Клята,ТЕАТР «ВЫБЖЕЖЕ», Гданьск, Польша, 2004г. (10)


Два «Гамлета» – в Париже и в Гданьске, не просто разные, а во всем противоположные.

Впрочем, действие парижского «Гамлета» происходит не в конкретном месте (или времени), а везде (и всегда, или когда-то, once upon a time). Везде, где живут люди, «человеки разумные». Пьесу играют представители разных раз, выходцы из разных культур (от России – Наташа Парри в роли Гертруды, у Гамлета и Клавдия карибское происхождение, у Офелии индийское, у первого актера японское, а вот в эпизодической роли второго актера Акрам Хан, хорошо всем театралам известный как танцовщик и хореограф. Максимальное расширение географии привело к минимализму во всем остальном – к неслыханной простоте и даже простодушию режиссерской трактовки.
От первобытной простоты самого Гамлета иногда просто оторопь берет (вернувшись из Англии он привозит черепа Розенкранца и Гильденстерна и выкладывает их перед Горацио). А вместе с тем вся рефлексия монологов «прожита» актером (здесь нет привычной, скажем, для английского тетра декламации).

Польский «Гамлет» поставлен в месте вполне определенном – на той самой гданьской судоверфи («Солидарность» - узловая точка, отправная точка современной Польши).
Ко времени постановки судоверфь уже совершенно заброшена. В первой части «Человека из мрамора» был строящийся металлургический комбинат светлого будущего, а здесь судоверфь из героического прошлого – историческая рифма.

Гданьская судоверфь - единственное место в современной Польше, где можно погрузить пьесу в пространство истории, сыграть с полной гибелью всерьез, как это принято в польском театре.

Два друга – Гамлет и Горацио - идут по дороге, как Розенкранц и Гильденстерн в начале пьесы Стоппарда, и "попадают в историю". Зрители (и телеоператоры) следуют за ними, входят на территорию, потом в цех. Это спектакль-бродилка, зрители несколько раз пересаживаются, поднимаются на второй этаж и спускаются обратно.
А потом выходят на улицу и … водолазы достают тело Офелии из канала, Гамлет и Лаэрт туда прыгают и дерутся в воде. А потом проводят настоящий фехтовальный поединок. Впрочем здесь все в фехтовальных костюмах. Кроме призрака (он из прошлого, когда сражения не были спортом). Конный призрак напоминает о шляхте, гусарах, уланах, Сенкевиче, Вайде.
Такое чувство, что по окончании спектакля все (зрители, актеры, съемочная бригада) разойдутся, а всадник (как некий дух польской истории и польского народа) так и будет скакать по пустым цехам.
Tags: Гамлет, Польша, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments