Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

“Who by very slow decay / And who shall I say is calling?”

*
«ЛЕНИН», М.Рау, ШАУБЮНЕ, Берлин, Германия, 2017г. (10)

Актеры сидят у гримировальных столиков, первым поворачивается к залу и начинает говорить текст актер очень похожий на «Ильича», у нашего зрителя мгновенное узнавание, в нашем театре - будь то советском или постсоветском - именно он бы и играл Ленина, но здесь этот «Ильич» будет играть Троцкого, а роль Ленина сыграет актриса.

Смотреть очень интересно, но понимать очень сложно.

В начале спектакля есть и про эту специфическую сложность (актер говорит, что людям с востока, выросшим в ГДР, очень сложно понять, как воспринимают эту фигуру люди с запада, лениниана (и в лицевом, парадном виде и в оборотном, анекдотическом) давит и сбивает, сложно от нее отстроиться, отвлечься, подняться и воспринять с чистого листа.

Помогают подняться три обстоятельства:

Во-первых, жесткий режиссерский язык и нетривиальное театральное мышление Мило Рау (ни в какую из лениниан он не может вписаться по определению, сходство с «Шатровым» только внешнее, набор действующих лиц задан историей, а отношение к ним совсем другое, отстраненное и более свободное и более серьезное).
Сочетание несочетаемого – документальный театр (предельно подробная бытовая реконструкция последних дней в Горках, вплоть до постоянного и очень старательного воспроизведения реплик по-русски) и театр-в-театре, который конструируют прямо на глазах зрителя. Соотношение старого традиционного театра и нового экспериментального театра точно такое же, как и соотношение обыденной жизни в Горках (ванна, самовар, шахматы, градусник, "очень медленное угасание") и революции, казалось бы навсегда отменившей старую обыденность, породившей «нового человека» (как можно измерить ему температуру тем же градусником).

Во-вторых, игра актрисы Урсины Ларди, которая начинается как трюк, условный ход, но постепенно она в Ленина перевоплощается (волшебная сила искусства!) и уже казалось бы достигает полного успеха (речь с балкона и все на крупных планах – тут появляется настоящая харизма вождя и уже забываешь, что это актриса, глаза сверкают, глаголы жгут). Но все обрывается - на полуфразе, персонажа настигает второй удар. И в последней части спектакля отчаяние актрисы сдирающей со лба маску точно совпадает с отчаянием умирающего от инсульта.

А в третьих, и это стало для меня главным ключом – песня Леонарда Коэна “Who by fire” - в ней как раз и происходит переход из горизонтального измерения в вертикальное.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment