Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли

*
«БОРИС ГОДУНОВ», К.Бийето, БАВАРСКАЯ ОПЕРА, Мюнхен, Германия, 2013г. (10)

Исполнение мощнейшее (Нагано, Цимбалюк, Скороходов, Кочерга, Маторин).

Постановка мрачнейшая.
Режиссер не отгораживается, не смотрит отстраненно, не «про них» ставит (не про those Russians), а про себя, про нас, про всех.

Первая, «грубая, мужская» редакция оперы (если «Билли Бад» брать за 100 процентов, то здесь 95) и предельно мужской спектакль.

Преувеличенная до предела жестокость, что соответствует условности оперного жанра. И такая же предельная интеллектуальная отвага додумать идею до конца, провести последовательно через всех персонажей и через все сцены без исключения. При этом постановщик не мажет одной черной краской всех без разбора, каждому дана своя чернота, кто-то покупает, кто-то продает, у каждого своя игра – у политиков Шуйского и Щелкалова, у писателя-идеолога Пимена, у оппозиционера-провокатора Митюхи в косухе (“no future for me”), у шинкарки-мамаши (Кураж) с дочкой.
И правитель не выведен за предел, такой же участник игры и даже не самый плохой, скорее наоборот, самый молодой и неопытный, потому и подставляется, и принимает близко к сердцу, и проигрывает.

Симпатия к Борису только усиливает трагедию, как белый глаз у черной рыбки. Эту симпатию не могут отменить даже отсылки к чаплинскому диктатору, очень уместные и прямо опирающиеся на текст Пушкина (только карту заменили на глобус). Тяжесть массивной декорации, тотальная чернота и легкость белого воздушного шарика - парадоксальное соотношение, чтобы найти его нужно немалое интеллектуальное мужество, ведь так легко было впасть в банальную сатиру. В этом улетающем верх шарике заключена тайна, ускользающая тайна истории (как и в его старшем брате - дискотечном шаре из «Бориса Годунова» Николая Коляды).

=

И одна очень забавная отсылка к опере, которую как раз недавно смотрел в первый раз – никогда бы не поверил, что от «Бориса Годунова» Мусоргского (и Пушкина) пойдет отсылка к «Сороке-воровке» Россини.

Любопытный драматургический прием – чтение текста со сцены по бумажке, чтение активное, театральное, выразительное. Некто вслух зачитывает текст и, когда встречает там упоминание про себя, спотыкается и то ли пропускает, то ли искажает на ходу. Самый очевидный пример – в финале «Ревизора» чиновники по очереди зачитывают письмо Хлестакова Тряпичкину.

А тут еще более выразительный пример - некоторое начальственное лицо получает письменный приказ – «изловить» (и повесить :), но прочитать текст не может (то ли подслеповато, а сорока украла очки, то ли неграмотно). И тогда этот приказ зачитывает заинтересованное лицо (то ли сам преступник, как в опере Мусоргского, то ли его дочь, как в опере Россини).

И ведь совпадение не случайно, Пушкин видел «Сороку-воровку» в театре, это доподлинно известно.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment