Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Виртуальный тур (часть 4)

*
Небольшая хореографическая передышка (3-ю часть виртуального тура закончил в парижском Пантеоне, четвертую начал в Гааге).
И снова в оперу (Экс-Ан-Прованс) и в драму (Берлин и Москва).

« STOP-MOTION», C.Леон и П.Лайтфут, НДТ-1, Голландия, 2014г. (8)

Музыка Макса Рихтера, безграничная пластическая фантазия, небольшая продолжительность. Чистое удовольствие для ушей и для глаз, отдых для мозгов.

«ДОН ЖУАН», Ж-Ф.Сивадье, ЭКС-АН-ПРОВАНС, Франция, 2017г. (10)

Остановился на этом "Дон Жуане" после того как несколько оперных трансляций начинал смотреть, и ни одна не пошла. Выбор очень большой и при таком изобилии предложений хочется особенного совершенства.

В Мюнхене в «Парсифале» певцы хорошие, а дирижер мне не понравился (Кирилл Петренко), он же и в «Лючии», но обе постановки не стал смотреть в основном из-за режиссуры – такой средне-среднеевропейской.
В Брюсселе в «Тристане и Изольде» очень понравился дирижер (Ален Альтиноглу), а как кончилась увертюра, началась режиссура много ниже средневеропейского уровня (на Изольду надели какой-то октаэдр, она несчастная не знала куда руки девать да и пела плоховато, до Тристана я не досмотрел).

После этого «Дон Жуан» показался таким свежим, таким эффектным молодым и оригинальным. Самый молодой «Дон Жуан» на моей памяти.

Открытая площадка – нет никаких стен, не только четвертой, но и первых трех.
И даже стена, отделяющая это мир от того, загробного, в спектакле отсутствует. Убитый Командор, как и Дон Жуан в финале, бродят по сцене среди остальных действующих лиц, как призраки.

Все очень молоды, никто не звездит, не солирует (голоса ничем не выдающиеся, микрофонная подзвучка) зато играют естественно и прекрасно.

Женщины (для этой постановки лучше сказать девушки) обворожительны, трех героинь оперы режиссеру показалось мало, он четвертую придумал (в либретто она упоминается – служанка Эльвиры, но текста у нее нет и была придумана роль без слов, отдельная маленькая история).

При всей легкости воздушности и прозрачности (отсылающей видимо к знаменитой постановке Брука) есть и серьезная тема. Ее ведет Филипп Слай, исполнитель заглавной роли, ведет практически в одиночку, но очень сильно и этого вполне достаточно. Молодость - загадка, энигма. Молодость прекрасна и сильна и побеждает уже только потому, что молода. Не пришло время задумываться, время действовать и наслаждаться. Только на миг Дон Жуан застывает озадаченным, стоит как прекрасная мраморная статуя молодого командора. Однако в последней сцене его призрак снова колбасится по площадке вместе со всеми живыми.

«РИЧАРД III», Т.Остермайер, ШАУБЮНЕ, Германия, 2003г. (10)

«ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ», К.Гинкас, МТЮЗ, 1988г. (10)

Два драматических спектакля оказались в один день в афише и возникла параллель
и между двумя выдающимися работами двух выдающихся актеров (Виктор Гвоздицкий и Ларс Айдингер)
и между двумя подпольными персонажами (Достоевского и Шекспира), которые выворачивают перед зрителями свое подполье.
В эпизоде поедания пищи с выплевыванием просто буквальное сходство.

Шаубюне выложил запись с английскими субтитрами, это помогло смотреть, но я все равно время от времени назначал антракт и читал текст пьесы.

МТЮЗ выложил любительскую запись (некоторые сцены почти не видны, часть текста не слышно) и огромное ему спасибо, что хоть такая сохранилась. Я начал смотреть, просто чтобы вспомнить, а потом втянулся и досмотрел до конца – все самое главное увидел и в итоге впечатление даже более сильным оказалось, а спектакль более обьемным, чем то, что осталось в памяти с 1988 года. Я запомнил только одну сторону персонажа, она здесь главная, но не единственная, Гвоздицкий мастерски играет гранями и демонстрирует огромный диапазон и интеллектуальной высоты, честности и интеллектуального и нравственного падения.

У Айдингера только падение, только погружение в подполье и это подчеркивает сценографическая ось спектакля, главный спектаклеобразующий элемент – зонд (канат с лампочкой, микрофоном и видеокамерой). Зонд опускают в подполье, на самое дно, в самую темноту. Единственный на моей памяти спектакль, который выстроен строго по вертикальной оси, но эта ось направлена не вверх, как это делают другие, а вниз.

Два спектакля с выдающейся центральной ролью, но в обоих и другие роли есть, есть и еще на кого посмотреть.
Неподпольные люди (Ирина Юревич и Валерий Доронин) у Гинкаса замечательно оттеняют своей простотой сложность, переусложненность подпольного человека. Гвоздицкий взлетает потому что опирается на них (как и на сценографию Адомаса Яцовкиса).
А в спектакле Остермаейра очень интересна одна побочная линия, линия Бэкингема (Мориц Готвальд). Поначалу он представляется кем-то вроде Горацио при Гамлете, но потом очень выразительно показан разрыв (что собственно послужило причиной предательства Бэкингема).

И еще одна замечательная сцена есть в "Ричарде III” – в спектакле с центральной ролью оказалась очень важна по смыслу сцена, где Ричарда поначалу вообще нет на сцене. Это сцена завещания короля Эдуарда, когда он уже на смертном одре пытается помирить родственников. Тут становится понятно, что проблема совсем не в Ричарде, они и без него справятся с самоистреблением. Ричард просто доводит всё до предела, придает более наглядную форму и гибнет потому, что чересчур.
Tags: Гинкас, Дон Жуан, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment