Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Еще про "Сказку" Могучего в театре Наций

*
2. Два сказочных антракта - «ложный антракт» и «антракт-по-желанию».

Спектакль в четырех действиях, три антракта, но антракты здесь особенные, режиссерские (антракт не перерыв в спектакле, а часть спектакля, два из трех антрактов специально поставлены режиссером).

Тот редкий случай, когда зритель может дать совет режиссеру. В этом спектакле совершенно не нужно 1-е действие. Это ложное первой действие (его назвали «пролог» и никакого действия там нет, есть только "сказочность"). А за ложным действием ложный антракт (продолжительностью всего 3 мин).

И только потом начинается собственно спектакль (в трех оставшихся действиях).
Там режиссер и так дает зрителю множество указаний на условность и сказочность происходящего:
- постоянные удвоения (героев, сцен, декорации);
- призраки в ушанках и телогрейках и с черными, закопченными лицами, то и дело появляющиеся на сцене;
- волшебные животные (мышь, курица, медведи).

Всего этого было бы вполне достаточно и никакой необходимости специально «подсказывать прологом» не было. Умный зритель и так поймет, а простодушный все равно смотрит только первый сюжетный план, подсказки ему не помогут.

Да и у Лии Ахеджаковой было вполне достаточно сценического времени в четвертом действии спектакля, чтобы очень органично сыграть обе роли: волшебную старушку-соседку, которая читает мысли и видит будущее, и мудрого горца в папахе и с берданкой, который собственно и рассказывает сказку про последнего ангела.
И совершенно незачем ей было торчать в углу сцены в прологе.

Только одна из сцен пролога добавляет в спектакль нечто существенное, ее можно было бы вставить в начало второго действия, поскольку эта сцена начинает тему «ватников» – какие то люди в черных телогрейках, "все лицами тёмные" сидят на лавках среди берез и смотрят на простыне экрана телетрансляцию футбольного матча, а потом телетрансляцию гражданской войны в Москве. Вот так через запятую – игра и война, мужские занятия (участие в спектакле крымовских актеров сразу вызывает в памяти футбол в «Безприданнице», только Крымов показывает футбол со стороны, глазами женщины, а Могучий изнутри, женщина в этом березовом лесу только мечта призрак, ослепительно белый, в кокошнике из ансамбля «Березка»).
Эти лесные люди - артель или взвод или барак, то ли зэки из прошлого, то ли «федералы» будущей чеченской войны, то ли дореволюционные рабочие и солдаты из «Губернатора», то ли «индивиды» между собакой и волком (из давнего спектакля Формального театра по Саше Соколову - https://lev-semerkin.livejournal.com/49932.html).

Ссылка на спектакль «Между собакой и волком» вводит в спектакль в контекст других постановок Могучего разных лет, которые на поверхности кажутся такими разными, но связаны подводными течениями.
Вот и в «Сказке» поначалу совершенно не опознается Могучий последних лет. Это явно не тот Могучий, что ставил спектакли в БДТ - «Толстяков», «Пьяных», «Грозу», «Что делать?», «Алису» (этот спектакль уж точно не «Лия» :). Когда со второго действия спектакля начинают играть сюжет, то опознается Могучий александринских времен – спектакль «Изотов».
Тоже современные, «новодрамовские» тексты (рассказы Романа Михайлова). Чернуха в стиле 90-х про 90-е. Про слабого на голову мальчика, у которого отняли квартиру и он попал в больницу, в палату к наркоманам и погиб.
И также как в «Изотове» в тексте открыто иное измерение – метафорическое, сказочное. Слабый на голову это же означает дурак, Иван-дурак из русской сказки и роуд муви во второй части спектакля из больницы в Минск, из Минска в Москву это путешествие дурака-со-товарищи (такие же придурки) за чудом, за девушкой мечты (солдатское видение, писанная красавица в кокошнике, тоже из сказок).

Путешествие троицы героев в Москву (число три символическое, сказочное, но тремя богатырями их назвать нельзя) похоже на путешествие мужиков за правдой в фильме Петра Луцика «Окраина» – ключевом фильме 90-х (кинопортрет эпохи сделанный по горячим следам). Сходство самое прямое - в качестве литературной основы спектакля указана также сказка Алексея Саморядова, соавтора сценария «Окраины» Но у Андрея Могучего пафос снижен, там был сказ, а здесь сказка. Это в «Окраине» богатыри, а у Могучего простаки, «ватники», мелкий народец. Здесь троица не за правдой отправляется, не за отвлеченным понятием, а за вполне конкретной Оксаной, одноклассницей главного героя. Точнее говоря, вне отвлеченных понятий действует только главный герой – Илья Муромец, пафос отвлеченных идей возникает в спектакле из-за другого не-богатыря - Алеши Поповича, в спектакле племянник священника по имени Леус, он придает путешествию иное измерение (отвлеченные понятия добро и зло, сделка с Богом). Они идут не за Правдой, а за Любовью (с большой буквы, не в плотcком смысле).

И тут надо сказать про замечательный третий антракт спектакля и ссылку на спектакль БДТ «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева.
Поведение Алеши Поповича, его парадоксальные поступки и еще более странные речи, это же вырыпаевщина в чистом виде (он еще и фото Далай Ламы с «племянником» показывает вместо справки, как доказательство права на священство).
Он начинает читать очередную проповедь и тут свет в зале зажигается и возникает надпись «антракт 15 минут», зрители начинают вставать и расходиться, но актеры не уходят со сцены, потому что проповедь продолжается. Актер Глеб Пускепалис, замечательно достоверно играющий Леуса, объявляет, что зрителей не держит, могут пойти в буфет, могут остаться, и продолжает свою и речь и все 15 минут говорит (тут и пародия на Вырыпаева, мастерски исполненная, легкая по-вырыпаевски, и продолжение давних экспериментов режиссера по выходу за рамки театральной условности, помню лекции и выходы в зал в «Гамлете» и «Турандот»).
Уж не знаю, вынужденно этот режиссерский антракт возник, из-за необходимости сократить общую продолжительность антракт совместили с действием, или этот трюк задуман изначально. В любом случае получилась одна из лучших сцен спектакля, распространившая игры режиссера со временем, происходившие внутри действия пьесы, за рамки сцены, вовне.
Tags: Могучий, ТЕАТР НАЦИЙ, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments