Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Амалия и духи

*
"НОСФЕРАТУ", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2019 г. (10)

Самая кинематографичная из постановок Коляды.
Почему-то меня именно на ней пробило – ведь это же кино, Феллини, «Джульетта и духи».
Текст текстом, а кроме текста в спектакле еще много чего есть, режиссер организовал некое действо и оно разыгрывается перед линией рампы, как у Феллини перед камерой. Видимо из-за недавнего 100-летнего юбилея такое сравнение в голову пришло, вспоминал фильмы, фильм «Джульетта и духи» в том числе, а он у Феллини самый визуальный – поток сознания женщины, поток аллегорий, образов, костюмов, фасонов, цветное фантасмагорическое действо перед камерой под музыку Нино Рота.

И даже точно могу сказать в какой момент спектакля сравнение с фильмом возникло – героиня пьесы вспоминает своего мужа, несколько абзацев текста и актеры начинают разыгрывать немые сценки-иллюстрации, проходят за декорацией, видны зрителям только на короткое время в дверном проеме, как в объективе кинокамеры, эпизод за эпизодом, кадр за кадром. А потом те же актеры берут в руки бумажных бабочек, театральный свет, музыка, бабочки летают по сцене, садятся им на плечи, на руки, на светящееся дерево, на старинную этажерку. Музыка такая особенная, ярко эмоционально окрашенная, не Нино Рота, но ее эмоциональный эквивалент, музыка самая разная из того же ХХ века.

Матрешка Носферату

Текст пьесы такой узнаваемый, колядовский, фактически монолог, монолог одинокой старой женщины, поток сознания старухи почти выжившей из ума. И очень интересный драматургический прием - как это сделано, к кому она обращает свой монолог.
Четвертую пьесу Коляды смотрю на нынешних гастролях и у каждой была эффектная драматургическая завязка, исходное событие, вбрасывание (в театральной игре, как в игре в хоккей). Старуха пригласила режиссера местного ОблДрамТеатра, хочет отдать в театр свои вещи. Всё это она ему рассказывает, но собеседника на сцене нет, она обращается в зал и получается, что мы зрители играем роль этого самого режиссера, старые вещи предлагают нам, нам о них рассказывают. Каждый зритель чувствует себя немного Колядой, в его шкуре, ведь такой визит на самом деле был и в основу пьесы положен реальный случай.
Она нам все это рассказывает, она нам все это отдает – зачем? Тут даже два «зачем»: Зачем она это делает? и Зачем нам это нужно?
Ответ на первое «зачем» зашифрован в ее фамилии, старуху зовут Амалия Носферату. Старый вампир. Выжившая из ума старуха. Или это старик, который переодевается старухой .
В главной роли Александр Замураев, спектакль это его бенефис и играет он бенефисно, но я то впервые увидел этого актера в роли Фирса в «Вишневом саде», с этим образом он у меня навсегда связан и в «Носферату» он приносит тему Фирса. Динозавр, реликт ушедшей эпохи, человек из прошлой жизни, когда люди были огромные, не то что сейчас.
Фирс сошел с ума от одиночества и разговаривает от лица воображаемой хозяйки старой квартиры с воображаемым гостем.
Или с вороной (в роли вороны Василина Маковцева) вот как много театральной игры накручено в спектакле вокруг простого монолога. Сама Амалия, как матрешка, в ней много слоев и уровней, да еще спутницу ей дали. И не только ее, но об этом после.

ЧуднАя женщина с чуднОй фамилией живет в областном центре по пути из столиц в Сибирь. Особенная, но и обыкновенная (собрала коллекцию книг, которые лечат, - в пьесе множество забавных подробностей).
Амалия Носферату прожила долгую жизнь, много чего накопила - воспоминаний, мыслей, вещей, как вампир в себя всосала, но ведь с собой не унесешь. Пришло время отдавать (а все накопленное превратилось в рухлядь, а кому это теперь все нужно?)
Кому? Тому, кто к ней пришел, режиссеру театра (реквизит для будущих спектаклей) и драматургу (фразы, сюжеты и образы для будущих пьес). Ему это нужно (вот пьесу написал).
А нам, зрителям, нужно?
Перед самым концом спектакля есть важный эпизод, среди вещей героиня выносит на сцену ботинки рассказывает о них и тут становится ясно, что автор уже не в зале сидит среди нас, волшебная сила искусства его на сцену перенесла и Носферату это он, Коляда (в этих ботинках он шел по Чистопрудному бульвару после премьеры в театре Современник). Режиссер ушел на сцену, внутри матрешки Носферату оказался сам Николай Коляда, а адресатом монолога, адресатом спектакля (его монолога, его спектакля) остались только мы, зрители Коляда-театра.

Театр - Носферату, театр высасывает кровь и хранит сухие оболочки вещей и событий, накапливает и потом делает из них спектакли, а потом зовет зрителей и предлагает все накопленное. Мы приходим, значит нам нужно.

Старые вещи, как и старые песни, обладают душой. Накопили некую ауру от долгого проживания вместе с людьми, люди ушли или состарились, а вещи хранят тепло их тел и душ, их молодости, тоже стареют конечно, но что-то остается, в песнях много остается, звук, аромат эпохи, но и в вещах тоже. Театр нам показывает ауру наглядно - эти самые бабочки в руках у молодых артистов, которые еще и на свет не появились, когда были записаны все эти песни.

Веселые ребята - духи - тараканы

Героиня пьесы просит собеседника - приведите мне молодого актера, начинающего фокусника, я передам ему костюм, волшебный столик и секреты мастерства. Вот и еще один ответ на первое «зачем», ей хочется кому-то передать.

Режиссер спектакля выполняет просьбу героини собственной пьесы - приводит на сцену кроме исполнителя главной роли и исполнительницы роли вороны еще четверых молодых актеров - веселых ребят (среди старых песен в фонограмме спектакля есть песня из моего детства, «Отчего» в исполнении ВИА «Веселые ребята»). Веселые ребята танцуют и поют, разыгрывают сценки и носят в руках бабочек – духи старых вещей и старых песен. Кордебалет ("корус лайн" – линия хора, очень точное слово из мюзиклов), подвижные и одинаковые как тараканы. Но если присмотреться, все-таки разные, и можно опознать ведущих актеров нового поколения Коляда-театра.

А может быть белые почти бесплотные бабочки это молодые души актеров (начинающих фокусников), они летят на огонь, в театр под свет рампы. Театр, как вампир, заманивает их в свои чертоги, заполненные старыми вещами, традициями, секретами и высасывает из них молодость. Высасывает поколение за поколением, линия сменяет линию, бабочки живут недолго, спектакль может дольше прожить и не одна четверка сменится.

Но пока они летают, машут крылышками, скачут по сцене, поют песни не из своей жизни, на Амалию реагируют песней «Бабушка-трансформер» и на поклонах включают свою современную музыку и она затаптывает все ностальгическое, все эти «одинокие гармони» и «утра, встречающие прохладой» бездумно-веселым, танцевальным космополитичным бум-бум.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment