Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Братья

*
«КРЕЩЁННЫЕ КРЕСТАМИ», В.Фильштинский, БДТ им.ТОВСТОНОГОВА, СПб, 2015г. (10)

Тот случай, когда впечатляет прежде всего материал, а искусство во вторую, в третью очередь.
Во вторую очередь литературная основа, а в третью собственно театр.

Театр проявил похвальное самоограничение, воспользовался самыми обычными приемами инсценировки текста, которые уже выглядят естественно (хор и разложение на голоса) и не перетягивают внимание на себя.
Это не документальный театр, спектакль не на документах основан, а на книге, на рассказах о жизни. Но даже принимая во внимание работу памяти, мастерство устного рассказа и литературную обработку, первичный материал – история мальчика - потрясает и кажется совершенно невероятной, а между тем человек, который все это пережил и выжил, вот он, сидит на первой ряду и после спектакля выходит на поклоны (Эдуард Степанович Кочергин был в зале на московских гастролях и это подняло происходящее на уровень события, а не рядового гастрольного спектакля).

Главное, что сделал театр – нашел верную интонацию, воспроизвел интонацию рассказов – спокойную, без экзальтации. И при том остался театром, нашел меру условности и правила игры, которые с рассказами сочетались. Беглые зарисовки действующих лиц, узнаваемые и легкие, как профили Сталина из проволоки, которые мастерил герой. Трое актеров играют надзирателей, милиционеров, военных, уголовников и наркокурьеров, а также Сталина и таракана (с усами из той же проволоки). А мальчиков играют актрисы – и это очень правильный ход (они выглядят и бесплотными и условными).

Для спектакля очень важно и профессиональное, сценографическое участие Кочергина. В сценографии тоже нет ничего особенного, она очень проста, точна и лаконична – стена из серых досок и кинопроекция, но, не знаю как у кого, а у меня сразу возникли отсылки к «Братьям и сестрам» (одному из самых выдающихся спектаклей со сценографией Кочергина). В спектакле по Абрамову – стена избы, а здесь стена вагона.
И из-за этих отсылок «Крещенные крестами», спектакль малой формы, стал дополнением к «Братьям и сестрам» спектаклю большой формы – то же время, наше военное и послевоенное прошлое.

В то время как в деревне Пекашино братья и сестры вместе работали и ждали отцов с войны, по железной дороге с востока на запад ехали два мальчика, два названных брата. История Степаныча и Митяя – кульминация спектакля, не только эмоциональная (в зале мертвая тишина и слезы), но и смысловая. Братство – так победили, так выжили.
Tags: БДТ, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments