Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Уступи место завтрашнему дню

*
«НАРАЯМА», М.Черняк, МАСТЕРСКАЯ, СПб, 2018г. (6)

Постановочные приемы больше подошли бы молодежному, студенческому спектаклю, есть ощущение, что актеры Мастерской их уже переросли и игра в Японию воспринимается легковесно, чересчур легковесно для такой тяжелой темы. Может быть поэтому удачнее прочих вышла роль представителя самого молодого поколения семьи (Андрей Горбатый, лицом ну совсем не японец, поймал нечто подростково-японское в пластическом рисунке).
Однако финал все-таки пробивает, материал берет своё и оказывается легковесность изложения этому не помешала.

Можно отметить мастерство инсценировки, дополнение прозаического текста стихами, собственно последнее трехстишие и сделало финал. Оно перевело экзотическую историю (происходящую где-то там в японских горах у диких племен, а у нас даже на самых ранних стадиях цивилизации такое отношение к старшим непредставимо) в метафору универсальную. Формы могут быть разные - в Европе и Азии, у бедных и богатых, но молодое поколение сменяет старое у всех и всегда.

Стихи построенные на оппозиции легкости (тела) и тяжести (мысли об этом) и о самом спектакле говорят – как тяжел и серьезен месседж этого легкого игрового спектакля.

После спектакля вспоминаешь собственный путь на гору Нараяма, подобное сочетание легкости и тяжести в отношении к собственным родителям. Именно в этом универсальность метафоры.

Однако следом все равно возвращается мысль о противоположности западного и восточного подхода к теме. Пусть Нараяма это только легенда, обычая уносить стариков на гору в Японии никогда не существовало, и тем не менее… Легенда там появилась и обычай эстетизирован и два знаменитых фильма «Легенда о Нараяме» снято.
В связи со спектаклем уместно вспомнить не только фильмы Киноситы и Имамуры, но и американский фильм «Уступи место завтрашнему дню», который вызвал к жизни такие противоположно направленные произведения, как спектакль Эфроса «Дальше – тишина» и фильм Одзу «Токийская повесть». «Нараяму» стоит воспринимать по линии Одзу, а не по линии Эфроса.

Процитирую один женский отклик к сайта театра:

Да это же совсем не о странных диких японцах, с голодухи убивающих своих родителей. Нет. Это о другом. О жизни, по законам которой дети провожают своих родителей, а потом их буду провожать их дети… И так будет всегда.
Нет, ничего нового. Никакого открытия, никакого откровения. Только слезы, слезы, слезы… Очищающие но совсем не легкие.
Tags: МАСТЕРСКАЯ, театр
Subscribe

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Майские каникулы

    . Погоду на каникулы обещали «холодно и дожди», стал покупать театральные билеты. 8 дней из 10 обилетил: «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (ЯЛТА-45)», Малый «В ОКОПАХ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments