Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Роман страстей.

"КАРАМАЗОВЫ", С.Арцибашев, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, Москва, 2003г. (8)

Подзаголовок из программки - "симфония страстей". Как авторы представляют себе "симфонию" видно из того, что начинается спектакль с военного духового оркестра (он встречает зрителей перед входом в театр), сопровождается натуральным цыганским хором, а завершается русской народной песней в исполнении всех действующих лиц. Можно ли поставить роман "Братья Карамазовы" как песню о роковых страстях с рифмой "кровь-любовь"? Оказывается можно, если делать это искренне. Смысл романа вовсе не исчерпывается сложными рассуждениями и может быть выражен на эмоциональном уровне с помощью простых образов - в начале черт вылезает из подполья, в конце - групповой портрет в белых одеждах.
Эмоциональный подход к роману Арцибашева ("роман страстей") противоположен интеллектуальному подходу Фокина ("роман идей"). Поэтому спектакли "Карамазовы" театра им.Маяковского и "Карамазовы и ад" "Современника" отлично дополняют друг друга. Это видно по многим деталям - у Фокина главный герой Иван, у Арцибашева - Дмитрий; в Современнике спектакль построен на диалогах, в театре им.Маяковского выразительнее всего получились массовые сцены; Фокин совсем исключил женщин, в спектакле Арцибашева 5 женских ролей. К сожалению сыграны женские роли очень грубо (что удивительно для тех кто видел многочисленные "женские" спектакли Арцибашева в театре на Покровке), зато мужские роли получились яркими и точно вписались в концепцию режиссера. Возрастной дисбаланс совершенно не мешает. Сыграно одной краской: Дмитрий (Филиппов) страстен, Иван (Костолевский) безумен, Смердяков (Удовик) пошл, Федор Павлович (Лазарев) - шут. Алеша (Щедрин) и черт (Спиваковский) в точности такие, какими обычный зритель представляет себе монаха и черта.
Для адекватного восприятия спектакля могу посоветовать зрителям придти к театру за полчаса до начала, постоять 20 минут у входа и послушать оркестр. Это настроит на музыкальный лад, спектакль надо смотреть как песню. Большинство зрителей так и делало. На поклонах я "чувствовал спиной" (сидел в третьем ряду партера) мощную волну любви и благодарности, шедшую из зала на сцену.
Tags: театр
Subscribe

  • Рас-кая-ние Кая

    . «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», К.Богомолов, ПРИЮТ КОМЕДИАНТА, СПб, 2019г. (10) Посмотрел во второй раз (первым была трансляция Золотой Маски).…

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment