Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«КАЛЕКА С ОСТРОВА ИНИШМААН», Р.Самгин, РАТИ, Мастерская Захарова, 2006г. (9)

*
«Хорошее кино!», говорит по окончании киносеанса доктор – инишмаанский интеллигент (таким его играет Ильяс Тамеев, причем играет и шарж – «шляпа и очки» и вполне серьезный второй план). Слова доктора можно переадресовать и спектаклю. Удалось главное – подобрать ключ к пьесе Макдонаха, найти верный тон, правила игры, обойти капканы чернушности и мелодраматизма и сохранить содержание.

Макдонах - Флаэрти

«Хорошее кино» - удачная характеристика спектакля еще и потому, что завязка пьесы -кинематографическая. Действие происходит в 1934 году, год сьемок классического фильма Флаэрти «Человек из Арана». Приезд сьемочной группы на соседний остров и является завязкой сюжета. Местные жители принимают Флаэрти и компанию за «голливудцев», другого кино они просто не знают. Между тем Флаерти в начале 30-х годов был вынужден покинуть США и работал в Англии, но Англия для Ирландцев – отрицательный полюс, а Америка – сияющий град на холме, где растут чупа-чупсы. В пьесе замечательно проведена и прямая и ироническая отсылка к киножизни, жаль только, что я не видел фильма Флаэрти и могу только догадываться, какие пласты смысла там открываются. Ведь киножизнь, транслируемая из города на холме, к тому времени стала уже важнейшей составной частью жизни почти всего мира, дошла до самых захолустных уголков и высветила эту самую захолустность. Или наоброт, как в случае с Флаэрти, представила жителям подножья поэзию их обыденной жизни. Правда они, за исключением доктора, такое кино не очень-то приняли.
А на фабрике грез все может в дело сгодиться, даже ирландский калека. Его везут в Голливуд, но быстро приходят к выводу, что дешевле загримировать здорового актера, чем учить упрямого ирландца. Загримированный будет больше похож, искусство в очередной раз побеждает реальность.
Макдонаха очень занимает то, что занимало Флаэрти, документальность и художественность, соотношение «правды грез», «правды искусства» и «правды жизни», этот же вопрос многократно возникал в истории кино и театре с каждой «новой волной».

Макдонах - Сигарев

Пьеса Макдонаха имеет множество перекличек с нашей Новой драмой. Есть очевидная параллель между упадком российской провинции и упадком ирландской (а также между телесериальным и голливудским «щастьем»). Сходство само бросается в глаза и молодец режиссер, что не стал его специально подчеркивать, ограничился комическим рефреном («все-таки Ирландия не такая уж дыра, коль туда приезжают такие люди»).
Но в сходстве с Новой Драмой есть очень важный момент, принципиально сходство не с документальным вербатимом, а с художественным направлением Новой Драмы (представленным например Сигаревым и Пресняковыми). Макдонах не реалист, его пьеса театральна. Быт, реальность сильно сгущены и превращены в метафору, вроде сигаревского «черного молока», «пластилина» или «гупешки». А кроме того у Макдонаха задействован культурный слой, ссылки на Флаэрти, как на Шекспира или Толстого у Пресняковых (и ссылки не обязательно прямые, часто иронические и полемические).
Потому концентрированная чернушность Макдонаха и не поддается прямой постановке «в лоб» (в вахтанговском театре собирались из «Красавицы из Линена» сделать «Соло для часов с боем» и попали пальцем в небо). Нужно отстранение и здесь сама идея - поставить пьесу в учебном театре - обеспечила половину успеха. Чернуха снимается уже только тем, что для студентов задача сыграть горбуна или паралитика имеет позитивный смысл. Это возможность показать чему научились, показать пластическое мастерство, молодая актерская энергия придает всему легкость игры и полностью забивает чернуху. Что и показывают Александр Кащеев в роли калеки Билли, Светлана Жиленко и Анна Островская в ролях тетушек и Александра Виноградова в роли мамаши.

Макдонах - Захаров

А кроме того, это не просто студенты, а студенты мастерской Марка Захарова. В «Калеке» как и в «Бригадире» и «Невольницах» сразу видна захаровская традиция, особенная смелость и жесткость, позволяющая смеяться там, где кажется не положено. Можно ли смеяться над парализованной 90-летней старухой? Можно, если она к тому же алкоголичка и полуслепая :)
Именно так и надо это играть- быстро, с ветерком. И с матерком, причем без новодрамовского нажима («вот какие мы крутые, жжем сердца матерным глаголом»), а впроброс, по-захаровски .
Важно что такой ироничный тон, как и в лучших постановках Захарова, вовсе не мешает попадать в цель, в то же сердце зрителя.

Актерские работы хороши и сами по-себе, но, главное, обьединены общим тоном. Хорошо сработало оформление из картона - светлого и легкого, что идеально сочетается с общим стилем постановки (художник – Виктор Шилькрот, надо запомнить).
Единственный небольшой прокол – в финале.
Режиссер финал придумал, проложил свои направляющие, но спектакль уже набрал собственный ход, зажил своей жизнью и в задуманный пункт назначения по этим направляющим не пришел. Зрители остались в недоумении – это конец или еще что-то будет. Видимо, очень не хотелось расставаться с героями.
Tags: МакДонах, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments