Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Чичиков увез губернаторскую дочку прошлым летом

*
“ПАЛАЧИ”, К.Серебренников, ГОГОLЦЕНТР, Москва, 2019г. (4)

Первые отзывы были в диапазоне от «совсем плохо» до «не совсем плохо», так что я даже и на «совсем неплохо» не надеялся.

В итоге первое действие оказалось «не совсем плохо». А вот второе «совсем плохо».

В каноническом русском Макдонахе (пермском, режиссера Федотова) пьесы импортируются в том виде, в каком написаны, совсем не требуется переносить действие в Россию, менять имена персонажей на русские и переписывать текст. Макдонах очень близок русской душе, особенно русской провинции и если режиссер это чувствует, русификация происходит сама собой. Вот и "Палачи" у Федотова получились ( https://lev-semerkin.livejournal.com/691592.html ).

Серебренников и в «Человеке-подушке»» и в «Палачах» выбирает другой способ русификации иностранного текста - импортозамещение. В первом случае оно было неполным, только режиссерским (героев переодели в наше, в их речь добавили русский мат) и пьеса прозвучала. А во втором произошло уже полное импортозамещение – не только имена поменяли, но и весь текст переписали. Такое самопальное вмешательство в драматургию оказалось чрезмерным. Из Макдонаха исчезло самое главное – игровое начало – игра со словами, игра со зрителями, остроумные диалоги, ироничный тон и парадоксальный подход к реальности. Из многослойной многомерной пьесы получилась многословная, плоская, двумерная картинка и спектакль напоминает бытовые постановки пьес Вампилова. Женская линия прямиком из «Прошлым летом в Чулимске» (закусочная, блаженная Валентина среди чулимских обывателей и заезжий принц).

После антракта становится все сильнее заметно, как довлеет политическая злоба дня с проекцией на себя любимого, что ведет к злобной политической поляризованности. И тут кончается искусство (и остроумная интрига МакДонаха пропадает втуне). И начинается агитация и пропаганда. На месте плоской картинки первого действия оказывается одномерная линия, указующий перст. На одном полюсе «люди с хорошими лицами», на другом чулимцы, «генетическое отребье». На одном полюсе жертва (свободолюбивый Кац, игрок и режиссер по жизни), на другом полюсе палач (сталинист Батя).

Жертва (Штейнберг) сыграна хорошо (тут ему и режиссер помогает, проведя пунктиром через весь спектакль еще одну жертву – Харитонова в исполнении артиста Харитонова).
Палач (Сосновский) сыгран плохо. Месть (в данном случае месть государевым людям) это блюдо, которое надо подавать холодным, а режиссер поторопился и актера загнал.
Ну а главный герой пьесы (Геннадич-Майзингер) в этом раскладе просто потерялся.

Две жертвы, два палача. Жертвы помогают друг другу, палачи вредят. Это и у Макдонаха так. В этом что-то есть.

Одной линии жертв, одного полюса недостаточно даже для публицистического пробоя. Для театрального "танго" тем более нужны два полюса.

Впрочем, посмотреть спектакль стоит, я нисколько не жалею, что сходил. Он интересен не только как отрицательный пример «импортозамещения», но и в положительном смысле - в контексте других постановок Кирилла Серебренникова, как часть общей картины, как развитие сквозных тем и персонажей. Он связан не только с «Человеком-подушкой» (и тематически и через параллель Катуриан-Кац и через актера Сосновского, который в том спектакле играл пожилого следователя), но и с «Зойкиной квартирой» и с «Мертвыми душами» (параллель Чичиков-Кац).
Это же одна гоп-компания Кац, Пельц (с Обольяниновым и Аметистовым), Катуриан и Чичиков (не гоголевский, а гогольцентровский, в исполнении того же Штейнберга).
Индивидуальные предприниматели, режиссеры жизни, авантюристы, сутенеры, фантазеры, наркоманы. Свободные люди в несвободной стране.
Режиссер и себя в этой компании числит. И видит себя в одном ряду с Чичиковым, в ряду «потерпевших на службе за правду», только Чичиков служил на таможне, а Серебренников в государственном театре.

=======

И еще в один ряд попадает эта премьера, вышедшая сразу за «Пер Гюнтом». В ряд театральной сталинианы. Стараниями столичных театров "Сталин - всегда живой!" ("Сталин жил, Сталин жив, Сталин будет жить!"). В Петербурге его голос продолжает звучать в «Братьях и сестрах» и в «Жизнь и судьба», а в прошлом сезоне добавилось его «Рождение» в Александринке и ему «Слава» в БДТ. В Москве сезон начался с изображения Сталина в вахтанговском и имени Сталина в Гогольцентре. А скоро его имя и на афише МХТ появится («В окопах Сталинграда»).
Tags: ГОГОLЦЕНТР, К.С., МакДонах, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments