Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Темные ночи, белый туман, брызги шампанского

.
“БЕЛЫЕ НОЧИ”, А.Заббаров, МХТ им.ЧЕХОВА, 2019г. (8)

С временем года не угадали. Ночи в спектакле не белые (летние, петербургские), а темные, осенние.
А во всем остальном – точное попадание в материал и даже немного сверх того.

Угадали с местом. Пространственное решение петербургское – темная вода внизу, каменный берег канала, мост на ту сторону. Мост опускается, мост поднимается. И всё. Мечтатель остается здесь, а мечты – там.
Не только пространство сцены задействовано, но и квадрат зрительного зала – он образует петербургский квартал. Вышли с набережной погулять и сразу к той же набережной вернулись.
Одинокий мечтатель обращается к зрителям, как к домам (он говорит с домами, так у Достоевского).
С Мечтателем – самое точное попадание. Евгений Перевалов «достоевский» актер, выразительно-неврастеничный (Мышкин, Веничка) и он сразу дает не только юношескую мечтательность-милоту, но и оборотную болезненную сторону – воспаленность, зажатость, зацикленность.

Угадали и с Настенькой (Надежда Жарычева). Вот здесь никакой болезненности, милая неврастения, чистая, как слеза, тонкая, почти бесплотная (контрастом к тонкости-бесплотности плотная Матрена - Мария Сокова).
Блеск глаз, звонкий голосок - такая чистота должна быть вознаграждена. Причем не ущербным Мечтателем, а настоящим мужчиной (пусть это только силуэт – Дмитрий Сумин).

Отдельный бонус спектакля добавлен к Достоевскому от театра. От этого театра – от легендарного МХТ.
Еще раз угадали с местом, не только с местом действия, но и с местом постановки.
Спектакль привязан к месту, в котором поставлен, с помощью персонажа казалось бы эпизодического. В роли бабушки народная артистка Нина Гуляева. И это что называется «выход». Отдельный маленький спектакль в спектакле со своей собственной отдельной задачей. Спектакль со своим пространственным решением и с актерской темой. Он о жизни прошедшей, уходящей на наших глазах, но еще не ушедшей навсегда, живой, сохраняющей контакт с залом и не желающей уходить, уходящей с остановками, чтобы обернуться к залу снова и снова. Он о жизни, сохранившейся в воспоминаниях (о театре прошлого, где давали «Севильского цирюльника», где бабушка была молода, где она была Розиной, где у нее был колоратурный голос, где был влюбленный в нее Линдор, где были великие партнеры и … уже никого не осталось в живых), об этом надо рассказать, напомнить, показать еще и еще, и еще чуть-чуть.

Открытие сезона. Премьера. Первый день первого полноценного сезона Сергея Женовача в МХТ. И первый успех. Успех худрука, успех его ученика режиссера. И успех старейшей актрисы труппы символичен, в ее живой старушке-Розине отзвуки часов с боем старого МХАТа, брызги шампанского пани Конти.

А белый цвет ночи в спектакле был, это белесый туман над темной водой канала. Небольшой, не-буквальный, но все же эквивалент белым ночам Достоевского (такой, как белый снег в зимней Венеции из классического фильма Лукино Висконти).
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments