Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Нуар при ярком освещении

*
“ДОН ЖУАН”, И.ван Хове, ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА, 2019г. (6)

Очень понравилась идея Иво ван Хове сделать спектакль-нуар (атмосфера от Ланга, декорация от Эшера), но она скорее для кино, чем для театра, и уж совсем не для театра оперного.

Действие перенесено из условной Севильи (благоуханный ночной воздух, плащи и шпаги) в ночной город 20-го века, в центральную Европу, скажем, в Прагу (не в моцартовскую Прагу, а в Прагу Кафки).
Серые плотно стоящие дома, высокие стены, узкие улицы, мерцающее ночное освещение, каменные углы, лестницы, балконы. Геометричная эшеровская декорация прекрасно работает на стиль нуар создавая образ города-лабиринта, наваждения, дурной повторяемости, которой, как оказалось, в этой опере очень много (Эльвира раз за разом прощает, Анна раз за разом откладывает, Мазетто ревнует, Лепорелло увольняется да и у Дон Жуана облом за обломом). В предфинальной сцене прихода Командора декорация поворачивается глухими стенами образуя каменный тупик, а в финале разворачивается обратно и ночной город превращается в дневной солнечный и уютный (белые занавески, цветы на подоконниках).

К сожалению, из исполнителей главных ролей в стиле нуар играет только самый главный – то есть Этьен Дюпон (Дон Жуан), в нем есть необходимая доля цинизма и обреченности в пустой погоне за наслаждениями. Остальные просто поют. Даже укладывание их на сцену, чтобы пели не стоя, а лежа, не помогает создать образ.
Эшеровское бесконечное движение массовки по лабиринту не поставлено (или незаметно в киноверсии). Только однажды массовка создает впечатление нуаровское, угрожающее (образ рабочей дружины).
Замена статуи командора призраком командора (в окровавленной рубахе) тоже не сработала. Певец вышел, головой кивнул и ушел.
Яркий театральный свет, крупные планы кинотрансляции убивают нуар.

Для нуара нужно, чтобы «освещение не выделяло актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере».
Оперного певца можно одеть в серый костюм, но растворить его в среде невозможно. Певцы выходят из декорации на авансцену (где их хорошо видно и слышно) и поют свои арии и дуэты, а эшеровская декорация зачастую остается лишь фоном, а не местом действия.
Tags: theatrehd, Дон Жуан, ван Хове, опера, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment