Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Жизель лондонского предместья

.
“ЖИЗЕЛЬ”, А.Хан, АНГЛИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ, 2016г. (10)

Музыка. Welcome To The … Gates Of Delirium

Музыкальное сопровождение очень понравилось. Звук оркестра прекрасно сочетался с шумовой фонограммой (интересно, какова доля того и другого). Музыка сильно напоминает популярные в Англии альбомы с записями знаменитых рок-композиций 70-х годов в исполнении симфонических оркестров – Pink Floyd, Led Zeppelin, Yes, King Crimson ("Welcome To The Machine", "Kashmir", "Gates Of Delirium", "Epitaph"). Напоминает сразу по многим составляющим – по мрачному колориту, по обилию ударных инструментов, по напряженному звучанию с гипнотическими ритмами и рефренами, по сочетанию музыки с индустриальными шумами, сиренами и тому подобными конкретными звуками. Танец помещен в захватывающий, тщательно проработанный акустический ландшафт. Первоисточником, судя по программке, является все же музыка Адана к настоящей «Жизели», но она совершенно не опознается в такой обработке.

Сценография. The Wall

Стена – главный, концептуальный и единственный элемент сценографии, смысловая несущая конструкция. У стены сложная фактура на обеих сторонах, к тому она не только поворачивается лицевой и изнаночной стороной, но может занимать кроме вертикального, еще и наклонное и горизонтальное положение (образуя второй этаж). Стена придает танцу на плоской двумерной сцене вертикальное измерение, не только пространственное, но и смысловой объем. Ко всему прочему стена еще и вращается самым угрожающим образом, как нож мясорубки (создается тот же эффект, что и от накатывающейся на зрительный зал трубы в «Эдипе» Туминаса).
В первоначальном лицевом положении стена сразу создает очень многозначный образ – стена плача, узорный покров, но если приглядеться, узор состоит из отпечатков ладоней людей, много лет упиравшихся в стену.
Главный образ – городская стена, социальная граница, отделяющая зажиточный город элоев от нищего и многонаселенного предместья морлоков, стена Сияющего Града На Холме. Во втором действии стена отделяет мир телесный и мир потусторонний, загробный, бестелесный (души, обитающие в загробном мира танцуют на пуантах).

Два действия: Плот "Медузы" и Майская ночь

В спектакле два действия контрастных по смыслу.

Первое дневное, конкретное. Оно несет в себе сильный социальный заряд, наглядную демонстрацию социального неравенства (выход элоев из-за стены и встречу с морлоками). Протест против социального неравенства выражен через историю любовного треугольника (даже четрыехугольника), нарушающего границы.
Недавно смотрел в кинотрансляции "Плот "Медузы" Кастелуччи, там есть такой эпизод - уплывающие на лодках «элои» обрубают трос, на другом конце которого плот с «морлоками». Любовь поверх социальных барьеров и стен это такой вот трос, соединяющий человеческое общество. Саму Жизель назвать «тросом» было бы неправильно :), ее любовь и ее гибель это игла, прокалывающая стену, это нить, сшивающая человечество общим чувством влечения и сопереживания. Собственно и сам Акрам Хан и его балет это тоже трос, протянутый из рафинированного высокого искусства балета к обществу живущего у подножия башни из слоновой кости.

Второе действие ночное, сказочное, напоминает «Майскую ночь» Гоголя - волшебное и таинственное путешествие двух "парубков" в загробный мир утопленниц, погибших от несчастной любви. Танцы призраков с мистическими атрибутами (пиками или иглами) и любовный дуэт прекрасный, как сновидение, как счастье, недостижимое в реальном дневном мире, разделенном стенами.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment