Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Разгрызть мозговую кость

*
«ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2014г. (9)

Вчера сыграли в последний раз.

Был такой советский анекдот:
- Рабинович, вы почему не были на последнем партсобрании?
- Эх, если б я знал, что оно последнее…


Спектакль и сам по себе производит впечатление последнего (или крайнего). Абсолютная богомоловская театральность, крайняя степень выражения стиля и в драматургии, и в режиссуре, и в сценографии, и в игре актерского ансамбля, и в отношениях с публикой.
После таких спектаклей уже надо менять манеру.

Смакование в каждом произнесенным со сцены слове, в каждой минуте зрелища, начиная с самой первой, с выхода «слепого» рассказчика (Сергей Епишев – Назье, Рабле, Гомер, Богомолов), который задает авторский тон и ведет всю дальнейшую игру.
Сам процесс смотрения, участия в игре доставляет удовольствие. Как той собаке, что разгрызает мозговую кость (пример из спектакля). Не ради костного вещества она это делает, кость может быть неприятна на вкус, осколки могут уколоть (театр вслед за Рабле постоянно выходит за рамки приличия), а ради мозгового вещества, то есть смысла.

Чем дольше грызешь, тем больше азарт, а смысл постоянно ускользает. Идет постоянная игра на оппозициях, перевертышах: молодость - старость, советское (время великанов) – постсоветское (маленькая страна). Пошлость попсовой красоты - изящество раблезианского безобразия. Нет рамок приличия ни в каком смысле, все годится в игру (Беллини и Бернес, Сергей Никитин и Наташа Королева). Игра снимает (штаны), отменят все рамки, устанавливая свои, но и они неуловимы. Рассказ о мести Панурга прекрасной даме начинается с приставания школьника (Павел Чинарев) к школьнице (Дарья Мороз), а потом в самой кульминации рассказа школьница выпадает из раблезианского веселья, сидит на сцене в позе русалочки, контрапунктом ведет свою женскую линию в этом мужском спектакле. Впрочем не только она, из всех действующих лиц спектакля наиболее раблезиански выглядит нянька (Анна Галинова), которой доверено эту женскую линию завершить – сыграть оракула божественной бутылки.

Не стоит попадаться в капкан, в пошлость простых реакций – искать злободневные политические аллюзии (в описаниях обжорства намек на продовольственные санкции, в обращении к Рабле – оппозицию скрепам), или просто сидеть и ржать, или наоборот, обидеться, возмутиться и уйти. Последнее спародировано в спектакле дамой-Тамарой (Александра Ребенок), но ведь и среди критиков такие дамы нашлись, одна из них обиделась на «Хорошо быть молодым», мол над «Кастадивой» издевайтесь, а наше святое не трожь, но также и шахтеры могут обидеться на «Марш советских шахтеров», ветераны на «Темную ночь», а для кого-то и «Ветер с моря дул» любимая песня.

Задача театра (если немного перефразировать Пруста) - не в том чтобы мыслить, а в том чтобы наводить на размышления, на поиски мозгового вещества. Богомоловские актеры сидят на ломакинских диванах и ведут ироничные театральные Диалоги. Чем дальше, тем больше Виктор Вержбицкий поверх игры в Пантагрюэля и в дом престарелых выступает как философ, не случайно во втором действии он поминает Сократа, который сравнивал философствование с повивальным искусством, а начинается сюжет со сцены родов.
Tags: Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment