Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Смс от Сони

*
«РАСКОЛЬНИКОВ», Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2019г. (10)

Спектакль короткий, в одно действие, играют всего три актера. Но это спектакль из серии Большого Коляды (инсценировок классики в Коляда-театре).
И Халимбеков в «Раскольникове» продолжает линию Ягодина (в давнем «Гамлете» и недавнем «Шпоньке») и Романова (в «Фальшивом купоне») главную тему театра – рождение человека.
Это и в романе «Преступление и наказание» главная тема. Многое сокращено в спектакле, но линия Раскольникова сыграна полностью, самым исчерпывающим образом, от раннего детства, от точки опоры в воспоминаниях детства, повторяющихся в страшных снах (про убитую лошадь) и до тихого сокровенного финала, открытого, с надеждой на будущее вместе с Соней.

Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила. Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом.

Этот зауральский пейзаж с юртами - его же надо было заметить в тексте романа, это же не случайное место, оно из собственного прошлого писателя взято и, видимо, совпало с собственным прошлым режиссера. [С моим совпало].

Тут мастерство режиссера – музыка звучит тихая и не только иллюстрирующая пейзаж («степь широкая»), но и евангельская (в классическом фильме «Евангелие от Матфея» эта песня использована).

Тут мастерство драматурга – найти точку входа (сон про Миколку) и точку выхода (два человека в пейзаже) и провести инсценировку из одной точки в другую, из одного начала координат, в другое начало координат (потому что в финале заканчивается только этот рассказ, и начинается какой-то следующий).

Раскольников в исполнении Халимбекова это вот такой свободный полудикарь из юрт попавший в современность, в мегаполис с домами колодцами, университетами, ломбардами, кабаками. В спектакле есть очень выразительный танец дикаря с прыжками через скамейку.

В движении спектакля из точки входа в точку выхода есть особая режиссерская задача, режиссер примеряет классический текст Достоевского к современным, совсем молодым исполнителям. Они читают текст совершено без пиетета перед классиком, читают с иронической дистанцией, разыгрывают весело, переодеваясь в бабок (старуху процентщицу и ее сестру), не отрываясь от трубочек на коктейль-пати и от экранов смартфона, зачитывают вслух приходящие смс-ки от тёлок.

На сюжет «Преступления и наказания» наложен другой сюжет – «Играем Достоевского сейчас», за вторым сюжетом тоже очень интересно наблюдать, он захватывает не меньше. Актерский состав целиком мужской и однородный, это новое поколение Коляда-театра - Халимбеков, Баркарь, Мелихов. На нынешних двухдневных гастролях «Ты че, с Урала?» стало видно, что новое поколение не только появилось, но и закрепилось и развернулось. В коротком спектакле продемонстрирован очень широкий спектр – от самой проникновенной натуральной игры из глубины души (Халимбеков ко всему прочему – харизме, пластической выразительности - прекрасно оснащен речевой актерской техникой, говорит и с чувством и со смыслом, и паузы у него поставлены), до игры с предметами – цепями, до парного бесовского конферанса (Баркарь и Мелихов) и миниатюры «Лужин» (в исполнении Баркаря). И вот все это многообразие игровых приемов и вся современность в финале слетает с актеров, как шелуха. Грязь и цепи, спортивные костюмы – это только оболочка.
«Как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» - три человека на авансцене просто стоят и читают вслух последние слова эпилога классического романа как свои.
Смс-ка посланная Соней в 1866 году дошла.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment