Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Последний наряд

*
«БУРЯ», Й.Штекель, "ТАЛИЯ", Гамбург, 2018г. (10)

Лучшая Буря в театре (на моей памяти).

Лучшая постановка «Бури», как пьесы Шекспира. Духа, не буквы. От пьесы оставлены самые глубокие аллегории, а сюжет изложен пунктиром, в сильном сокращении, частично переписан своими словами и переведен на другой театральный язык с брехтовскими зонгами, современными англоязычными иллюстрациями-сценками.
«Буря» – последняя пьеса Шекспира, его последнее слово перед немотой, последняя правда о человеке и человечестве. Именно так поставлен спектакль.

Лучшая постановка бури в пьесе Шекспира «Буря». Лучшая и визуально и содержательно. Той бури, что Просперо насылает на миланцев (т.е. европейцев), которые его прогнали. Они отвергли разум, Просперо - мудрец и буря которую он насылает в спектакле не-буквальная, не атмосферная, а аллегорическая. Он подвергает общество анализу, беспощадной критике. И она становится наглядной. На огромной сцене его сознания воображение разыгрывает пьесу, как зонг-оперу, в оркестровой яме рок-группа, а сам Просперо – дирижер (дирижерская палочка - упомянутый у Шекспира жезл Просперо). Дирижер не только звуков, но картинки (руками «рисует» фон на полупрозрачном экране).
Поначалу Просперо один выходит на пустую сцену и его единственное оружие – слово (немецкий язык впечатляет шекспировской выразительностью). Постепенно слова материализуются, рефлексия мудреца обретает зримые очертания. На сцене возникает обьект – многоквартирный общеевропейский дом в разрезе. Во время кульминации спектакля он превращается в стену телевизионных экранов и исчезает в дыму бури.

Лучшая постановка Бури, как сквозного шекспировского образа (от завязки комедии «12 ночь» через трагическую кульминацию, прозрение «Короля Лира» до философского итога непосредственно «Бури»). Буря, как образ космогонический (буря во Вселенной, буря над человечеством, плывущим в скорлупке по волнам мирового океана). От ярости к покою, просветлению и уходу.

Просперо – удалившийся от мира мудрец, старец. Пол в таком возрасте не существенен, режиссеру Йетте Штекель нужен был свой Просперо, может быть поэтому она выбрала на эту роль актрису. Смотрел на «небритую физиономию» Барбары Нюссе и вспоминал вечного студента, бродячего философа Петю Трофимова в исполнении Алексей Левинского.
Ариэль - светлое духовное начало человека (душа), Калибан темное, животное. Просперо буквально заставляет Ариэля, то есть самого себя, исполнить последний долг, высказаться. И затем отпускает его (то есть испускает дух, умирает). Отлетает душа Просперо, сам он восходит на небо, а на земле, на сцене, за дирижерским пультом остается Калибан (но палочка сломана).
Финал с одной стороны пессимистический (без веры в прогресс, в наступивший конец истории, как итог поступательного движения). Но можно вспомнить, что было на острове до появления Просперо, то же и было, калибановское, все вернулось на круги своя. Да и у истории Миранды финал простой счастливый (обьяснение в любви играют как в первый раз), он воспроизводит заложенное природой продолжение рода.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments